Главная
Форум
Доклады
Книги
Источники
Фильмы
Журнал
Разное
Обратная связь Другие проекты Учителю истории
|
На северъ отъ Москвы до Соловковъ.Полное название: "На северъ отъ Москвы до Соловковъ. Путевыя заметки Штабсъ-капитана Лейбъ-Гвардіи Кексгольмскаго Императора Австрійскаго полка А. И. Недумова" В данной публикации буква "ѣ" заменена на "е", буква "ѳ" на "ф". Буквы "i" и "ъ" оставлены без изменений. XIII. Отъ Архангельска до Соловецкихъ острововъ.Итакъ мы уже въ Беломъ море. День нашего отъезда былъ холодный и сумрачный. Свинцовыя тучи висели надъ моремъ. Северо-восточный ветеръ пронизывалъ до костей. Все, кто имелъ теплую одежду, оделись по зимнему, Большинство было въ шубахъ, теплыхъ сапогахъ и меховыхъ шапкахъ; Зыряне же и Самоеды въ своихъ малицахъ. Плаваніе наше по морю было довольно бурное. Выйдя въ открытое море, мы подверглись качке. Лица палом-никовъ веселыя до времени съ каждой минутой становились серіознее и сосредоточеннее и постепенно какъ будто вытягивались. Многіе не могли двть себе отчета, что съ ними делает- 84 ся и вопросительно посматривали кругомъ. Кто доселе ходилъ-приселъ, а сидящіе прилегли Большинство публики быстро убралось съ палубы въ каюты и прилегло на кроватяхъ. Длинный и узкій пароходъ Соловецкой обители имелъ сильную боковую качку, которой трудно было противостоять и опытному путешественнику а потому многіе страдали морскою болезнію. Такъ прошла ночь. Раннимъ утромъ серая завеса небеснаго свода разорвалась на клочки, и отдель-ныя тучи гуляли въ небесной высоте, а потому по временамъ появлялось и солнце. Мы были уже недалеко отъ вратъ св. обители. Все вышли на палубу и внимательно смотрели вдаль. Пароходъ усилилъ свой ходъ. Многіе паломники съ религіознымъ трепетомъ приближались къ св. местамъ, — къ цели давнишней заветной мечты. Белая, какъ снегъ, начиная съ куполовъ и башенъ, открывалась постепенно св. обитель на далекомъ море предъ очарованными взорами паломниковъ. Все встали и набожно перекрестились. Вотъ и гавань. Пароходъ какъ будто радостно засвисталъ, неся на своихъ плечахъ во св. обитель новыхъ поклонниковъ. Мягкiй, серебристый звукъ колокола призывать бра тію и богомольцевъ къ поздней литургіи и долго, долго далеко разносился по морю, какъ бы 85 осылая приветъ всемъ странникамъ, стекающимся во св. обитель. Тихо и плавно подходилъ къ пристани нашъ пароходъ, медленно и осторожно входя въ гавань. Иноки распорядители стояли уже на берегу набережной, принимая своихъ дорогихъ гостей. Маленькіе подростки — послушники, иноки разныхъ ранговъ и возрастовъ, крестьяне и другіе разнаго званія и чина паломники вышли на встречу только что прибывшимъ богомольцамъ. Чайки, обитатели острововъ, носились надъ нашими головами, тоскливо и громко покрикивая, какъ бы приветствуя новыхъ гостей. Серая завеса голубого неба, наконецъ, раскрылась, и выплыло красное солнышко, золотыми лучами своими разсыпаясь на куполахъ церквей. На душе, какъ въ часъ утренней молитвы, было тепло и радостно. Въ тихой пристани Соловецкой обители какъ — то особенно пріятно чувствуется после городской шумной жизни. Какое-то непонятное полное мира и духовной гармоніи испытывается настроеніе въ мысляхъ и сердце. XIV. Исторія Соловецкой обители.Любопытна и назидательна исторія Соловецкой обители. Основателемъ ея считается преп. Зосима. Хотя ранее его вместе съ преп. Германомъ на утлой ладье переплылъ на островъ преп. Савватій, но пребываніе ихъ тамъ было непродолжительно, и никакихъ начинаній для устройства обители сделано не было. Облюбовавъ себе место для аскетическихъ подвиговъ, преп. Зосима решился навсегда поселиться на пустынныхъ Соловецкихъ Островахъ. Разсказываютъ, что после первой же ночи, проведенной въ шалаше, преп. Зосима имелъ виденіе. Выйдя раннимъ утромъ изъ шатра для молитвы, онъ неожиданно сподобился следующаго видения Вдалеке предъ его взорами, высоко въ возду- 87 хе весьма ясно обрисовалась великолепная церковь освещенная необыкновеннымъ светомъ. Преп. Зосима былъ пораженъ этимъ явленіемъ и разсказалъ объ этомъ преп. Герману. Последній объяснилъ ему значеніе этого виденія; и преп. Зосима устроилъ на этомъ месте церковь, келіи и основалъ общежитіе. Но такъ какъ эти острова, на которыхъ была основана обитель, принадлежали Великому Новгороду и часто подвергались нападение полудикихъ Лопарей, то преп. Зосима обратился къ Марфе Борецкой, посаднице Великаго Новгорода, съ просьбою: защитить обитель отъ нападенія Лопарей и передать земли, принадлежащая Новгороду, въ собственность Соловецкой обители. Марфа долго упрямилась, по потомъ дала особую грамоту, которою зачислялись все Соловецкіе острова въ вечное владеніе обители. Грамота и поныпе хранится въ Соловецкой обители и такъ говоритъ о сей жертве Великаго Новгорода: "Се даетъ Марфа Исаковская, Великаго Новгорода Посадница, въ домъ святому Спасу на Соловки, игумену Зосиме и всемп священницемъ и старицемъ, вотчину свою по морскому берегу, рыбныя ловища, землю и воды и пожити и лешей лесъ; куда я владела Марфа, 88 туда владетъ игумену и старцемъ во веки, а кто мою вотчину у нихъ отъиметь, или станешь вступатися, и мнь съ нимъ судитися предъ Христомъ. А у данные сидель отецъ мой духовной, Софійскій попъ Іосифъ да Олексей Бархатов, а данную писалъ сын мой Федоръ Исаковъ. Лета 6979 (1470 года)". Съ этимъ дарственнымъ актомъ народное преданіе связываетъ следующій, весьма характерный фактъ, свидетельствующій о даре духовной прозорливости преп. Зосима. Во время пребывания въ Новгороде, преп. Зосима получилъ отъ Марфы приглашеніе на обедъ, и за обедомъ онъ горько плакалъ. После обеда ученикъ его Даніилъ спросилъ преподобнаго, о чемъ онъ плакалъ; Зосима иоведалъ ему: „шесть бояръ, которые сидели рядомъ со мной за обедомъ, я виделъ сидящими безъ головъ". Это пророческое виденіе преп. Зосимы незамедлилось исполниться. Іоаннъ III, явившись вскоре для усмиренія новгородцевъ въ числе другихъ казнилъ и этихъ бояръ. Со времени полученія грамоты отъ Марфы Борецкой, св. обитель начала быстро расти и развиваться, и, благодаря духовнымъ подвигамъ и чудесамъ святыхъ основателей, стала известною на Руси и привлекала въ свои стены для 89 иноческихъ подвиговъ многихъ русскихъ людей, имена которыхъ сделались безсмертными въ нашей родной исторіи. Митрополитъ Филиппъ, протопопъ Сильвестръ, патріархъ Никонъ, келарь Аврамій Палицынъ и другіе — все эти лица подвигами добрыми подвизались въ Соловецкой обители. Самою яркою звездою Соловецкой обители былъ игуменъ Филиппъ, впоследствіи знаменитый страдалецъ за св. Русь и московский митрополитъ. Заслуги его предъ нашимъ отечествомъ столь велики, что мы находимъ нужнымъ хотя вкратце ознакомить нашихъ читателей съ любопытною и назидательною жизнію и подвигами сего великаго святаго мужа. „Св. Филиппъ, въ міре Феодоръ, происходить изъ знатнаго рода бояръ Колычевыхъ. Отецъ его Степанъ Ивановичъ Колычевъ былъ очень любимъ великимъ княземъ Василіемъ Ивановичемъ. По высокому своему происхожденію онъ бывалъ часто въ царскомъ дворце; кротость и благочестіе его оставили сильное впечатленіе въ душе сверстника его Іоанна. По примеру своего отца, Феодоръ началъ военную службу, и ему предстояла заманчивая будущность; но сердце его не лежало къ благамъ міра. Противъ обычая времени, до 30-летняго возраста онъ ме- 90 длилъ жениться. Одинъ разъ въ церкви, въ воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: „никто не можетъ служить двумъ господамъ, ибо или одного будетъ ненавидеть, а другого любить, или одному станетъ усердствовать, а о другомъ нерадеть" (Mф. 6 24). Услышавъ въ нихъ свое призваніе къ іночеству, онъ тайно отъ всехъ, въ одежде простолюдина, оставилъ Москву и удалился въ обитель Соловецкую. Здесь, въ теченіе девяти летъ онъ безропотно несъ тяжкіе труды послушника работая, какъ простой поселянинъ, то на огоро-де, то въ кузнице и пекарне; наконецъ, по общему желанію братіи, былъ поставленъ въ пресвитера и игумена. Въ этомъ поеледнемъ сане онъ ревностно заботился о благосостоянии обители и въ матеріалыіомъ, и еще более въ нрав-ственномъ отношеніи: соединилъ каналами озера и осушилъ болотныя места для сенокосовъ, провелъ дороги въ местахъ прежде непроходимыхъ, завелъ скотный дворъ, улучшилъ соляныя варницы, воздвигъ два величественныхъ собора: Успенскій и Преображенскій и другіе храмы, устроилъ больницу, учредилъ скиты и пу стыни для желающихъ безмолвія, и самъ по временамъ для сего удалялся въ одно уединенное место; известное теперь подъ именемъ „Филип- 91 овой пустыни"; написалъ для братіи новый уставъ, въ которомъ былъ начертанъ для нихъ образъ жизни трудолюбивой, и строго воспрещалась праздность. Въ Москву его вызвали ради духовнаго совета; но, при первомъ же свиданіи съ царемъ, онъ узналъ, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами онъ умолялъ Іоанна: „не разлучай меня съ моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великаго". Іоаннъ былъ непреклоненъ и поручилъ архіереямъ и боярамъ убедить Филиппа къ принятію митрополіи. Филиппъ соглашался, но требовалъ уничтоженія опричины. Святители и бояре уговорили Филиппа принять санъ, не выражая этого требованія, изъ уваженія къ самодержавію царя. Филиппъ уступилъ воле царя, видя въ ней Божіе избраніе. Въ первое время святительства Филиппова утихли ужасы опричины; но такъ было не долго: опять начались грабежи и убійства мирныхъ гражданъ. Филиппъ несколько разъ въ уединенныхъ беседахъ съ царемъ старался вразумить его; но видя, что убежденія не действуютъ, решился действовать открыто. 21 марта, въ крестопоклонную неделю, предъ началомъ литургіи, митрополптъ стоялъ среди храма на кафедре. Вдругъ въ церковь входитъ 92 Іоаннъ съ толпою опричниковъ. Все они и самъ царь были въ черныхъ высокихъ шлыкахъ, въ черныхъ рясахъ, изъ-подъ которыхъ блестели ножи и кинжалы. Іоаннъ подошелъ къ святителю со стороны и три раза подклонялъ свою голову для благословенія. Митрополитъ стоялъ неподвижно, устремивъ свой взоръ на икону Спасителя. Наконецъ бояре сказали: „Владыко святый! Царь требуетъ твоего благословенія". Святитель обратился къ Іоанну, пристально, какъ бы не узнавая его, посмотрелъ на него и ска-залъ: ,,въ этой одежде странной я не узнаю царя православнаго, не узнаю его и въ делахъ царства. Благочестивый, кому поревновалъ ты, исказивъ такимъ образомъ твое благолепіе. Съ техъ поръ, какъ светитъ солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу... У татаръ и язычниковъ есть законъ и правда, а у насъ ихъ нетъ. Мы, государь, приносимъ Богу безкровную жертву, а за алтаремъ льется неповинная кровь хри-стіанская. Не скорблю о техъ, которые, проливая свою неповинную кровь, сподобляются доли святыхъ мучепиковъ; о твоей бедной душе страдаю: хотя и образомъ Божіимъ почтенный, ты, однакожь, перстный человекъ, и Господь взы щетъ все отъ руки твоей" Іоаннъ кипелъ гне- 93 вомъ, шепталъ угрозы, стучалъ жезломъ о плиты помоста. Наконецъ воскликнулъ: „Филшгпъ! яли нашей державе ты смеешь противиться? Посмотримъ, увидимъ, велика ли твоя кре-пость?" „Царь благій", ответилъ святитель, напрасно ты меня устрашаешь. Я пришлецъ на земле, подвизаюсь за истину, и никакія стра-данія не заставятъ меня умолкнуть". Страшно раздраженный Іоаннъ вышелъ изъ церкви, но затаилъ свою злобу до времени. 28 іюля, въ праздникъ Смоленской иконы Божіей Матери, именуемой Одигитріи, св. Филиппъ служилъ въ Новодевичьемъ монастыре и совершалъ крестный ходъ вокругъ стенъ. Тамъ былъ и царь, окруженный опричниками. Во врмя чтенія евангелія святитель заметилъ опричника, стоявшаго позади царя въ татарской та фье (шапке), и указалъ на него Іоанну, но виновный поспешилъ снять и спрятать тафью. Тогда опричники обвинили митрополита въ томъ, будто онъ сказалъ неправду, съ целію посрамить царя предъ народомъ. Тогда Іоаннъ велелъ судить Филиппа. Нашлись клеветники съ ложными обвиненіями противъ святителя, которому не дали возможности изобличить ихъ, и онъ осужденъ былъ на лишеніе кафедры. 8-го ноября, въ праздникъ архангела Ми- 94 хаила, святитель въ последній разъ служилъ въ Успенскомъ соборе и такъ же, какъ и въ день обличенія Грознаго, стоялъ на кафедре. Вдругъ отворились церковныя двери, вошелъ боярин Басмановъ, въ сопровожденіи толпы опричниковъ, и велелъ прочесть бумагу, въ которой объявлялось изумленному пароду, что митрополитъ лишается сана. Тотчасъ же опричники сорвали со святителя облачешя и, одевъ въ обо рванную монашескую рясу, вывели его вонъ изъ храма, посадили на дровни и съ ругательствами отвезли въ одинъ изъ московскихъ монастырей. Слышно было, что Грозный хотелъ сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определилъ ему заточеніе до смерти. Въ то же время казнили многихъ родственниковъ Филиппа; голову одного изъ нихъ особенно любимаго Филиппомъ племянника, Ива на Борисовича Колычева, Грозный прислалъ къ святителю. Съ благоговеніемъ принялъ ее, святитель Филиппъ положилъ и, земно поклонившись, поцеловалъ, и сказалъ: „блаженъ, его же избра и пріялъ есть Господь", возвратилъ пославшему. Народъ съ утра до вечера толпился вокругъ обители, желая увидеть хоть тень славнаго святителя, и разсказывалъ о немъ чудеса. Тогда Іоаннъ велелъ перевести его въ Твер- 95 ской Отрочь монастырь. Чрезъ годъ после сего двинулся царь со всею дружиною противъ Новгорода и Пскова и отправилъ впередъ себя опричника Малюту Скуратова въ Отрочь монастырь. Св. Филиппъ за три дня предсказалъ объ ожидавшей его кончине и приготовился къ ней принятіемъ св. таинъ. Малюта съ лицемернымъ смиреніемъ подошелъ къ святителю и просилъ благословепія царю. „Не кощунствуй!" сказалъ ему Филиппъ, „а делай то, зачемъ пришелъ". Малюта бросился на святителя и задушилъ его. Тотчасъ же вырыли могилу и опустили въ нее священномученика на глазахъ Малюты (23 декабря 1569 года). После мученической его кончины останки его перевезены были въ его родной Соловецкій монастырь" *). Спустя многіе годы, гробъ его съ нетлен-ными останками, по воле царя Алексея Михайловича, съ особеннымъ торжествомъ и великою честію, знаменитымъ патріархомъ Никономъ перенесены были въ Москву. Тишайшій царь снаряжаетъ для сей цели торжественное духовное посольство, пишетъ къ святителю Божію, какъ бы къ живому, грамоту, умоляетъ въ ней свя- *) Исторія христіанской церкви протоіерея Петра Смирнова 96 тителя Филиппа забыть вины и утеснеиія отъ его царственнаго предка и придти въ градъ Москву и снова украсить обиліемъ благодати бывшій престолъ свой. "О, священная главо, святегй владыко Филиппе, взываетъ смиренный царь, пастырю нашъ, молимъ тя, не презри нашего грешнаго моленiя, пріиди къ намъ съ миромъ. Царь Алексей, желая видети тя и поклонитися мощемь твоимъ святымъ". Такъ оканчивается посланіе царя къ святителю Филиппу. Съ великимъ торжествомъ поднялъ Никонъ нетленные его останки; по морю, суше и озерамъ, чрезъ всю полунощную страну, церковнымъ шествіемъ прошелъ онъ въ престольный градъ и встреченный здесь царемъ предъ вратами столицы, поставилъ раку съ нетленными останками свят. Филиппа въ Успенскомъ соборе, который былъ свидетелемъ его великаго подвига. Развиваясь мало-по-малу экономически, обитель все время служила и дорогому отечеству, оказывая по временамъ помощь и военную, за щищая отечество отъ внешнихъ враговъ: Шведовъ, Англичанъ и др. Въ годину тяжкихъ испытаний русскаго государства въ 1854—55 гг., 97 когда соединенная Европа громила югъ Россіи, обитель преподобныхъ также подвергалась нападенію враговъ. Сильные духомъ иноки крестомъ и мечемъ ополчились на грознаго врага, крепко веря, что великъ Богъ земли Русской Православной, и поможетъ одолеть страшнаго врага. Доставши единственныя два орудія и ружья, имевшіяся въ ихъ арсенале, они устроили на берегу острова батарею, разсыпали стрелковъ, а сами, оставаясь въ монастырскихъ стенахъ, горячо молились о спасеніи дорогаго отечества. На грозное требованіе враговъ сдаться, на ихъ угрозы не оставить камня на камне въ случае сопротивленія, иноки, готовые съ радостiю душу свою положить за царя и дорогое отечество, отвечали решительнымъ отказомъ. Сто двадцать непріятельскихъ орудій направлены были на св. обитель и разстреливали въ теченiе несколькихъ недель маленькую крепостцу Но не въ силе Богъ, а въ правде. Наша маленькая батарейка причинила непріятелю чувствительный вредъ. Направленные на непріятельскій флотъ выстрелы, сделали на вражескихъ корабляхъ серьезныя поврежденія, и заставили неприятельскій флотъ сначала удалиться отъ береговъ для починки, а затемъ вынудили ихъ и вовсе снять осаду и удалиться со стыдомъ 98 во свояси. Особенно грозны и разрушительны были деііствія непріятельскихъ выстреловъ 7-го іюля. Целый день шла ужасная канонада; тысячи снарядовъ летели въ обитель, разрушая храмы, ограду, братскія келіи и монастырскія гостиницы. Но Богъ хранилъ св. обитель и благочестивыхъ иноковъ. Ни одинъ человекъ не пострадалъ отъ вражескихъ выстреловъ. Чайки, во множестве обитающія въ стенахъ монастыря, и те избежали действій губителыіаго непріятельскаго огня. XV. Чемъ объяснить широкое вліяніе обители на народъ? Что сделало ее сильною и могущественною экономически?Соловецкая обитель, это — одно изъ самыхъ симпатичныхъ уголковъ нашего севера. Ни дикая северная природа, ни каменистая почва, на которой обычно не родится ни хлеба, ни овощей; ни девятимесячная зима здесь какъ будто не наложила своей тяжелой печати. Здесь вы находите всего въ изобиліи не только для братіи обители, но и для многочисленныхъ паломниковъ, ежегодно тысячами стекающихся сюда. Но это довольство дается не даромъ, но достигается настойчивымъ, упорнымъ трудомъ. Обитель Соловецкая — это въ собственномъ смысле школа труда. Здесь отъ іеромонаха до послед- 100 няго послушника всякій трудится сообразно своимъ способностямъ, непокладывая рукъ. Посмотрите на пароходъ и вы видите командира корабля, матросовъ и прислугу изъ Соловецкихъ иноковъ. Взгляните въ мастерскія: сапожную, иконную, портняжную, на скотный дворъ въ хлебопекарню и просфорную, на постройку зданій, рубку леса, ловлю рыбы и другія черныя работы, — везде вы видите иноковъ, смиренно исполняющихъ свои не легкія послушанія. Этотъ монастырь, где живутъ люди труда и религіозныхъ подвиговъ, заслуживаетъ, полной симпатіи и уваженія. Поэтому-то русскій народъ съ доверіемъ и уваженіемъ относится къ Соловецкимъ инокамъ; многіе изъ богатыхъ купеческихъ семей привозятъ сюда малолетнихъ своихъ сыновей и такихъ мальчугановъ „годовиковъ" (на годъ) ежегодно собирается здесь до 100 человекъ и более. Беседуя съ родителями, я разспрашивалъ ихъ, какая цель посвященія детей въ раннемъ возрасте на служеніе Богу, когда ребенокъ в самъ еще не можетъ дать себе отчета, куда его везутъ и зачемъ. И я узналъ отъ нихъ что дети въ продолженіе этого обетнаго года усваиваютъ самое лучшее, что есть въ обители и что необходимо для жизни: они научают- 101 я здесь смиренію, привыкаютъ къ строгой дисциплине, обучаются грамоте и ремесламъ; и въ этомъ вскоре я действительно убедился. При встрече съ каждымъ инокомъ мальчики делаютъ глубокій поклонъ и смиренно подходятъ подъ благословеніе, если онъ священническаго чина. Съ ранняго часа они уже на ногахъ, все идутъ въ церковь; и здесь кто поетъ на клиросе, кто прислуживаетъ въ алтаре, кто звонитъ на колокольне, а по окончаніи службы все идутъ къ своимъ занятіямъ: кто въ школу, кто на работы, кто на другія послушанія. Словомъ, Соловецкая обитель для такихъ детей есть въ собственномъ смысле практическая школа благочестія. Обитель преп. Зосимы и Савватія устроена образцово. Куда вы не взгляните: на кухню ли братіи, на скотный ли дворъ, въ мастерскія или подвалы — везде заметна опытная рука устроителя. Въ самое короткое время братія должна заготовить все необходимое на целый годъ, такъ какъ съ наступленіемъ зимы обитель отрезывается отъ всего остального міра продолжительной зимой; а потому трехъ-месячное лето здесь самое горячее, страдное время. Въ это время ловится и солится въ годовой пропорцiи рыба, заготовляются продукты, хлебъ 104 мало приняла пожертвоваиій и пособій для монастыря и братіи. Императоромъ Петромъ возвращено было обители 40,000 р. за оказанную матеріальную помощь въ годину испытаній отечества. Не забывали и не забываютъ св. обители и люди простого класса, пожертвованія которыхъ обильно текутъ и въ настоящее время. Глубоко-религіозный русскій народъ и въ минуть радости, и въ годину тяжкихъ испытаній, и въ благодарность за спасеніе отъ опасностей, и просто движимые высокимъ религіозньмъ чувствомъ давали и даютъ обетъ посетить обитель св. Зосимы и Савватія и внести посильную лепту деньгами или личнымъ трудомъ. Для по следней цели они даютъ обетъ безмездно поработать въ обители въ теченіе года. И такихъ работниковъ собирается до 300 человекъ ежегодно. Какъ ни цените трудъ такихъ людей, въ общемъ за целый годъ обитель извлекаетъ отъ нихъ значительную пользу. Съ тою же целію многіе изъ богатыхъ родителей северныхъ губерній посвящаютъ своихъ маленькихъ сыновей св. обители на годъ, при чемъ трудъ, ремесла, и помощь везде, где укажетъ братія этимъ маленькимъ работникамъ, является обязательнымъ послушаніемъ. „Годовики" эти рас' пределяются по мастерскимъ, работая извест- 105 ное число часовъ въ день не безъ пользы для себя и не безъ выгоды для монастыря. Если къ этому еще прибавить частный трудъ и всехъ паломніковъ, прибываюшихъ даже на короткое время, то получатся значительный выгоды отъ этихъ безплатныхъ посетителей, приносящихъ видную пользу своимъ трудомъ, своею помощію различнымъ хозяйственнымъ учрежденіямъ монастыря. Братія Соловецкая редко выпускаетъ изъ своихъ стенъ человека, который проявитъ особенныя знанія и окажетъ существенную пользу обители. Въ большинстве случаевъ она рекрутируетъ такого человека въ свою общину и беретъ съ него обетъ поработать на св. обитель преп. чудотворцевъ. А потому въ Соловецкой обители по всемъ отраслямъ хозяйства вы всегда найдете людей знающихъ, полезнейшхъ и истинныхъ тружениковъ, самоотверженно преданныхъ своему делу. Особенно достойно полнаго вниманія здесь, что ни игуменъ, ни почтенная братія не стыдятся чернаго труда и везде идутъ впереди всей младшей братіи и своихъ гостей паломниковъ. Отъ того-то такъ сильна, могуча и крепка эта обитель. Если же къ этому прибавить благочестивое строго-аскетическое настроеніе, и вы поймете, почему такимъ доверіемъ, такимъ 106 вліяніемъ среди простого народа пользуется Со ловецкій монастырь, куда ежегодно въ теченіе трехъ месяцевъ собирается до 15,000 человекъ богомольцевъ. Отъ-того-то нашъ простой народъ не жалеетъ ни труда, ни средствъ для поддержанія св. обители. Какъ широко текутъ жертвы видно уже изъ того, что имеющіяся, напр., въ настоящее время 180 лошадей, какъ мне передавали сами иноки, все жертвы благочестивыхъ людей. XVI. Значеніе монастырей.Съ того времени, какъ, по летописцу, "стала есть Руская земля", монастыри сыграли великую роль въ судьбахъ русскаго государства. Совершая свои религіозные подвиги, скрываясь отъ суеты мірской въ непроходимыя чащи, иноки-подвижники не только спасали души свои, но и творили великій гражданскій подвигъ, внося светъ христианской культуры въ глухія дебри, насаждая среди язычниковъ православную веру, добрые нравственые начала, религиозный духъ и темъ пріобщая ихъ къ могучему русскому народу. Вся языческая темная масса Древней Руси почти исключительно, при посредстве монастырей и духовенства, просвещена была светом истиннаго христіанскаго уче- 108 нія. Въ монастыряхъ въ то время сосредоточивались все наши школы и библіотеки; туда шли все самые образованные люди; и везде раздавались сильный проповеди, пламенныя речи. Следуя ихъ благочестивому примеру, для совершения религіознаго подвига и для молитвы вступали въ среду братіи и сестеръ, кроме того, князья и княгини; монашескую схиму принимали даже цари и царицы древней Руси, а потому монастыри имели высокій авторитетъ въ государстве, великое значеніе въ народе и огромнейшее вліяніе на всю государственную жизнь. Во все тяжкія годины испытанія нашего отечества: во время войнъ, голода, повальныхъ болезней, внутреннихъ неурядицъ и другихъ случаяхъ монастыри были горячими радетелями о русской земле: первый патріотическій кликъ и призывъ по всей необъятной Руси, воодушевлявший русскій народъ на великіе государственные подвиги, раздавался оттуда; оттуда неслось слово утешенія и первая матеріальная помощь деньгами и ратного силою (сами инокн становились въ ряды на защиту отечества: Пересветъ, Ослябя и др.); туда собиралось все русское воинство и оттуда уже Божьей грозою наступало на супостата; а сами монастыри помогали рус- 109 ской рати, какъ укрепленные пункты, защищенные крепкими стенами. Троіцкая Лавра въ 1380 и 1612 годахъ, Соловецкій монастырь въ 1854—5 годахъ крепко стояли на страже отечества, мужественно умирая на поле брани. Не менее важныя услуги нашему отечеству монастыри оказали и въ другомъ отношеніи. Скрываясь для подвижнической жизни въ глухія дебри и отдаленныя отъ населенія места, наши иноки, съ топоромъ въ руке и со святыми мыслями въ душе, мало-по-малу постепенно подвигались и на хладный северъ и на знойный югъ, исполняя въ то же время великую политическую колонизаторскую роль. Тамъ, где основывалась обитель даже среди болотъ и глухихъ дебрей, тотчасъ проводились каналы, устраивались гати, прокладывались дороги, прорубались просеки, и въ короткое время это мертвое царство дебрей и болотъ быстро оживлялось появленіемъ многочисленныхъ обитателей, которые основывали села, города, слободы и посады. Какъ подъ весеннимъ солпышкомъ быстро оживалъ край; начиналась усиленная деятельность, развивалась постепенно культурная жизнь; заводились огороды, сады, рощи, поля и луга, и все, что необходимо было для благополучнаго 110 и обезпеченнаго существованія. Съ симъ вместе быстро развивалась въ широкихъ размерахъ и торгово-промышленная деятельиость. Возле монастырей устраивались ярмарки и базары, куда собиралось многочисленное населепіе со всехъ окрестностей и нередко весьма отдаленныхъ. Это мы видимъ возле Троицкой, Кіево-Печерской лавръ, Саввино-Сторожевскаго монастыря и везде, где устраивались обители. Такъ, мало-по-малу, при помощи иноковъ, русскій народъ шагъ за шагомъ двигался за своими просветителями и на далекій северъ и на югъ, полагая мощное основаніе политическому бытію нашего отечества, сохраняя крепкій могучій русскій духъ и русское національное чувство. Прошли века. На местахъ прежнихъ лес-ныхъ дебрей красуются теперь златоглавыя церкви, человеческія жилища, пахатныя поля, и везде кипитъ промышленная деятельность. Вообще нужно сказать, что какъ въ про-шломъ, такъ и въ настоящемъ, какъ звезды, всегда горели и горятъ эти священные маяки нашего отечества, блестя великими государственными заслугами предъ потомствомъ. И роль ихъ еще не окончена. Какъ брилльянты блещутъ въ нашей оте- Ill чественной исторіи и имена истинныхъ подвижниковъ нравственныхъ исполиновъ русской земли, великихъ святителей: Алсксея и Филиппа; преп.: Сергія, Саввы, Антонія, Зосимы и Савватія, патріарховъ: Гермогена и Никона и многихъ другихъ, совершившихъ великіе подвиги во славу русскаго государства и русскаго народа, предъ которыми съ благодарностію и благоговеніемъ ныне преклоняется весь русскій народъ.
А. И. Недумов |