Главная
Форум
Доклады
Книги
Источники
Фильмы
Журнал
Разное
Обратная связь Другие проекты Учителю истории
|
Духовная цензура в Российской империиВведениеДуховная цензура в России привлекала внимание многих исследователей, притом она изучалась с разных сторон, в ее взаимоотношении с другими государственными учреждениями Российской империи и отдельно. Однако до сих пор отсутствует обобщающая работа, посвященная истории духовной цензуры в России на всем ее протяжении. В поиске подходящих работ для данного реферата мне пришлось даже столкнуться с такими работами, в которых слово цензура встречается только в заглавии. Цель данного реферата – сделать представительную выборку из работ русских ученых, которые тем или иным образом затрагивали в своих исследованиях вопросы духовной цензуры и ее истории. В виду обширности историографического материала по данной тематике в ходе написания реферата были привлечены далеко не все работы и монографии. Основным историографическим источником, дающим основную канву, событий для меня являлся труд И. К. Смолича: «История Русской Православной Церкви». Также были привлечены работы М.В. Никулина, А.В. Блюма, Е.В. Потаповой, Н.Г. Патрушевой, М.М. Шевченко и других. Духовная цензураПричина появления ведомств, занимающихся духовной цензурой хорошо сформулирована И.К. Смоличем. Она заключалась в постоянном росте книжной продукции и желанием Церкви обезопасить верующих от еретической литературы. Однако Смолич не упоминает еще одной причины, может быть, еще более важной: желание государства посредством церкви не допустить проникновения в общество различных неблагонадежных идей и мнений. Законодательная база для духовной цензуры была подготовлена «Духовным регламентом», цензурные функции возлагались на Святейший Синод и организованную при нем контору школ и типографий. Монополия на издание книг была быстро потеряна Синодом: собственная типография появилась у Академии Наук. При Елизавете Петровне было удовлетворено желание Синода, чтобы все книги, затрагивающие церковный вопросы, подлежали его цензуре: как русские, так и привезенные из-за границы. При Екатерине II происходит процесс создания вольных типографий, которым предоставляется возможность печатать книги, сначала на французском, а затем и на русском языке (1771 – 1783 гг.) 1785 год отмечен переменой политики Екатерины II в области книгоиздания: опале подвергся Новиков со своей вольной типографией, были изданы указы, поставившие книгопечатание под жесткий контроль. 16 сентября 1796 года по указу императрицы в пяти городах были организованны цензурные комитеты, состоящие из одного духовного и двух светских лиц и подчиненные светским властям. Духовная цензура, подчиненная святейшему Синоду, начала свою деятельность с 13 марта 1799 года, указом императора Павла I. В Москве была сформирована Цензурная комиссия, в которую входили: архимандрит (чаще всего ректор Академии), ученые монахи и белое духовенство с академическим образованием. Цензоры были обязаны составлять на книги подробные рецензии. В качестве примера можно привести постановление цензурного комитета о недопущении к печати двух философских писем Чаадаева (VI и VII) от 31 января 1833 года. Постановление содержит в себе аргументированное опровержение некоторых частностей данных писем, некоторых неточных формулировок. Характерна фраза в конце постановления о том, что если эти неверные мысли убрать из статьи, то произведение потеряет внутреннюю связь, поэтому статья к публикации не одобрена. Эпоха Павла I была необычна во многих отношениях. В частности он запретил ввоз из-за границы любой печатной продукции. Александр I, придя к власти, отменил многие его распоряжения, в частности, указом от 31 марта 1801 года отменил запрет на ввоз в Россию книг и музыкальных произведений. Цензурный устав 1804 года, хотя и подтверждал предварительную цензуру, был по своей сути глубоко либерален. Например, предписывалось толковать двусмысленные места в положительную сторону. В 1808 – 1809 годах была произведена реформа духовных учебных заведений, затронувшая и духовную цензуру, перешедшую в ведение духовных академий и созданных при них особых цензурных комитетов из профессоров. Синод предписывал обязательное наличие духовно-цензурного комитета при каждой духовной Академии. «Первоначальный состав и образ действий комитетов при Академиях были определены правилами устава духовной цензуры, которые не менялись с 1828 года и оставались действительными до 1905 года, что не могло позитивно сказаться на развитии деятельности семинарских и академических библиотек» . 1828 год очень важен для истории цензуры в России: в этом году «Министерство народного просвещения передало функции центрального цензурного ведомства Министерству внутренних дел. Одновременно с этим был опубликован Цензурный устав и введен особый Устав духовной цензуры от 22 апреля 1828 г.» На протяжении 30-х – 50-х годов происходило ужесточение цензурных правил. Роль духовных цензурных комитетов в России в пореформенный период в целом и ее влияние на библиотечное дело подробно изложена в кандидатской диссертации Е.В. Потоаповой. Так, духовная цензура стала вмешиваться не только в дела библиотек духовных учебных заведений, но и получила реальные рычаги управления содержанием светских библиотек. Вот один из выводов, к которым приходит Потапова в ходе своей работы: «В силу негибкости и приверженности к ортодоксальным традициям церкви органы духовной цензуры не сумели переориентировать подведомственную систему церковных библиотек на работу с учетом специфики условий пореформенной России» . В духовно-цензурных комитетах заседало четыре человека: председатель и три члена комитета. Избирались они из монахов и белого духовенства, кандидатуры которых утверждались Синодом. В пореформенный период в Церкви наметился курс на реформы, связанный с именем обер-прокурора Синода графом Дмитрием Андреевичем Толстым, который однако через несколько лет был изменен на прежний консервативный. Эти повороты лучше всего отражены в кандидатской диссертации М.В. Никулина. Такие исследователи, как Никулин и Потапова едины в том мнении, что духовные цензоры из ученого монашества были не способны перестроится на новый, пореформенный лад и продолжали цензурную политику, не соответствующую духу времени. Руководящую роль в цензуре, по мнению Никулина, играл митрополит Григорий (Постников), взгляды которого были крайне консервативны. Однако были в цензурном ведомстве и люди передовых взглядов, такие как архимандрит Федор (Бухарев) и Н.П. Гиляров-Платонов. В 1863 году цензура по инициативе министра А.В. Головина была передана из министерства народного просвещения в ведение министерства внутренних дел. Цензурной реформе 1865 года посвящена кандидатская диссертация Патрушевой Н.Г. Реформа была обусловлена желанием правительства перейти от предварительной цензуры к карательной, что выглядело бы либеральным шагом, а на самом деле (по мнению Патрушевой, которое мною не разделяется) только бы повысило эффективность цензуры. В марте 1862 года при министерстве народного просвещения была создана комиссия во главе с Д.А. Оболенским, которая к концу 1862 года выработала проект, по которому вводилась смешанная предварительно-карательная цензурная практика, а также сделаны большие либеральные шаги в сторону смягчения цензурного гнета. Вторая комиссия Оболенского сделала еще больше в этом направлении. Однако эти шаги были во многом нейтрализованы П. А. Валуевым, который редактировал текст указа. В итоге 6 апреля 1865 года появился закон "О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати", закрепивший практику двойной цензуры. Однако этот закон, как пишет Смолич, ссылаясь на 4-ую статью, не затронул цензуру духовную. Духовная цензура проявлялась во многих частях жизни русского общества. Например, предварительной цензуре были подвержены проповеди, так что проповедники обязаны были составлять свои проповеди заранее и получать на них разрешение цензоров. Помимо предварительной цензуры, как показывает Потопова, практиковалась и так называемая карательная цензура, или, что точнее, цензура после издания: «Часто бывало, что духовный цензор по недосмотру рекомендовал произведение к печати. Оно издавалось, рассылалось по учебным библиотекам, и только потом в книге обнаруживались недочеты с точки зрения духовно-цензурного комитета. В таком случае книга опечатывалась в шкафу с пометкой "до востребования" или уничтожалась» . В 1869 году в комиссии при Синоде (которая была создана параллельно с комиссией под председательством С.Н. Урусова для подготовки нового устава о печати) обсуждался вопрос о вредности предварительной цензуры, однако все осталось без изменений. В 1870 году Синод добился объединения духовно-цензурных и светских комитетов. В 1888 году появились так называемые «Правила», разработанные Синодом, сильно ограничивавшим профессоров академий в их научной и преподавательской деятельности. Лишь в 1906 году, вслед за смягчением светской цензуры Синод создал комиссию по вопросам духовной цензуры, которая подготовила «Правила о литературной деятельности церковно-должностных лиц». Литература1. Блюм А.В. Местная книга и цензура дореформенной России (1784–1860). М., 1996. Дисс. к.ф.н. 2. Никулин М.В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х – конец 1870-х гг.) 3. Патрушева Н.Г. Цензурная реформа в России 1865 г. Дисс. к.и.н. Ленинград, 1990. 4. Потапова Е.В. Влияние духовно-цензурных комитетов на развитие библиотечного дела в России во второй половине 19 века. Дисс. к.п.н. 5. Смолич И. К. История Русской Православной Церкви. М., 1998. 6. Чаадаев П.Я. Полное собрание соч. и избранные письма, т.2 7. Шевченко М.М. Конец одного Величия. Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге освободительных реформ. М., 2003.
Автор: Дресвянникова Елена Ивановна. Москва, 2013 г. |