Главная
Форум
Доклады
Книги
Источники
Фильмы
Журнал
Разное
Обратная связь Другие проекты Учителю истории
|
Быт и повседневная жизнь первых христиан в языческом окружении«А жемчуг ваш – это ежедневно повторяемые христианином действия» Тертуллиан (К жене. II-5) ВведениеА) Актуальность темыНаша эпоха вобрала в себя практически все плохое и все хорошее, что было в истории человечества. Мы переживаем возрождение всего того, чему люди могут быть рады (или чего должны стыдиться) в своей истории. Возрождаются пороки, печально прославившие Рим эпохи упадка и древнее язычество, казалось бы уже окончательно побежденное светом христианской веры… но возрождается и Церковь. Особенно распространенным в наши дни стал термин «Евхаристическое Возрождение», в который вкладывается, впрочем, подчас весьма различное наполнение. В связи с этим Возрождением чрезвычайно важным стало обращение к источникам, повествующим о повседневной жизни первых христиан. С тех времен прошло много веков, больше не раздаются крики: «Христиан на растерзание зверям», нас не именуют «безбожниками» как тогда, не заставляют приносить жертвы статуе главы государства, но это не значит, что современные христиане должны отступать от идеала поведения, явленного первыми христианами, наоборот, «кому больше дано, с того больше и спросится». С другой стороны, при уменьшении опасности исчезает и бдительность, размываются грани между добром и злом. Все труднее ответить на вопросы: «Как уклониться от зла?» и «Как сотворить благо?». Б) Постановка проблемыПеред тем, как переходить к исследованию данной темы, необходимо оговорить значение используемых терминов для избежания двусмысленности. Под бытом подразумевается «сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт – уклад повседневной жизни» . В) Цели и задачи работыВ силу актуальности затронутой проблемы цель данной работы заключается в том, чтобы на основе произведений Тертуллиана реконструировать картину быта первых христиан в языческом окружении. Хронологические рамки условно можно определить как конец 2-го – начало 3-го веков – период литературной деятельности Тертуллиана. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: 1. Рассмотреть повседневную жизнь отдельного христианина, его обязанности и постоянно совершаемые действия, без связи с другими людьми. Иными словами, его личную жизнь. 2. Изучить отношения между членами семьи. Следует учесть, что в первые века очень часто в одной семье были как христиане, так и язычники, а также то, что членами семьи считались и рабы. 3. Охарактеризовать христианский быт на уровне общины и государства. Г) Обзор источниковПерейдем к обзору источников. Их автор – вначале христианский апологет, а под конец жизни – еретик-монтанист, Квинт Септим Флоренс Тертуллиан. Это очень яркая личность, не случайно блаженный Иероним Стридонский, написавший его биографию, назвал его «ardens vir» - «муж неистовый». Тертуллиан родился до 160 года в семье центуриона. Получил профессию юриста и работал в Риме. Принял христианство около 195 года, а около 200 был рукоположен во пресвитера в Карфагене. На благо христианской церкви Тертуллиан работал сравнительно недолго. Около 207 года он впал в монтанизм - ересь, утверждавшую, что во Христе мы не получили полноту откровения. Основываясь на этом, монтанисты отвергали епископольное устройство церкви и отдавали право руководства особым вдохновенным «пророкам», которые и будут продолжать передавать «откровения». Умер Тертуллиан вскоре после 220 года. В наследие от него нам осталось 32 сочинения, большинство из которых написаны в кафолический период его жизни. В данной работе были рассмотрены 8 трактатов Тертуллиана: К мученикам (Ad martyres), О зрелищах (De Spectaculis), О молитве (De Oratione), О покаянии (De Poenitentio), О терпении (De Potientio), К жене (Ad uxorem), О женском убранстве (De Virginibus velandis), О поощрении целомудрия (De incitamentum pudicito) . Из этих сочинений лишь одно – О поощрении целомудрия – написано Тертуллианом в монтанизме. Важный вопрос – насколько достоверны сведения, приводимые Тертуллианом. Во-первых, в некоторой степени, можно проверить субъективные рассуждения Тертуллиана – христианина его монтанистскими трактатами (в которых он не заинтересован в идеализации). Во-вторых, нужно различать информацию, которая преподносится с идеологической целью (в ходе доказательств) от сведений, сообщаемых по ходу рассуждений, вскользь, как само собой разумеющееся (к примеру, упоминание рабов в христианских семьях). И, наконец, в-третьих, следует обратить внимание на настойчивость обличений Тертуллиана некоторых сторон жизни современных ему христиан – они не могли возникнуть на пустом месте. Д) ИсториографияВклад Тертуллиана в фонд православного богословия огромен. Может быть именно поэтому его сочинения рассматриваются исследователями в основном в богословском аспекте, тогда как бытоописательная сторона его трактатов исследована сравнительно мало. Пожалуй, самой фундаментальной работой по данной тематике является монография П. Ф. Преображенского «Тертуллиан и Рим», написанная в начале 20-го века . Преображенский около 10 лет своей жизни посвятил изучению творчества Тертуллиана. Его исследование содержит 3 главы, из которых 2-я посвящена анализу интересующей нас проблематики. Автор отмечает некоторое несоответствие между кафолическими и монтанистскими трактатами Тертуллиана. С одной стороны, идеалистическое описание быта христиан, а с другой «взгляд извне», обвинение в сделке с грешным миром. Это противоречие Преображенский использует в полной мере, доказывая, что в христианской общине было далеко не так все гладко, как об этом пишет Тертуллиан до отпадения от церкви. Основная мысль, проходящая через весь труд, заключается в том, что масштабы гонений на первых христиан сильно преувеличены, что в основном преследования носили стихийный, народный характер, и что на самом деле христиане являлись неотъемлемой частью римского общества, во многом от него зависящей, испытывающей его влияние. В то же время автор полагает, что христианская община «представляла собой сильную финансовую организацию» и акцентирует свое внимание на вопросе – каким было «влияние христианства на производственные и коммерческие отношения данной эпохи» . Отношение христиан к рабовладению, торговле, кредитам, астрологии, языческим зрелищам, службе в армии, сбору налогов, гражданской чиновничей службе, социальный состав христианской общины, - вот основные вопросы, которых касается Преображенский. Также необходимо отметить работу французского историка Амана А. – Г. «Повседневная жизнь первых христиан. 95-197» . Автор привлек большое количество источников, среди которых сочинения Тертуллиана занимают далеко не первое место. Аман рассмотрел основные аспекты жизни христианской общины, распространение христианства в Римской империи, представил ряд живых портретов, восстановил по имеющимся источникам дневной и жизненный круги христианского быта. Несмотря на сложность затронутой темы, автор изложил свои выводы доступным и понятным языком. Следующие работы касаются интересующей нас темы лишь отчасти, в качестве одной из второстепенных задач. В книге «Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви» А. Горчак исследует вопрос взаимоотношения раннехристианской церкви с языческой империей на различных уровнях. Третья глава этого исследования посвящена периоду 130-230 годов, то есть захватывает весь период литературной деятельности Тертуллиана. Главное, на что Горчак обращает внимание в сфере христианского быта – это невозможность, по Тертуллиану, согласовать христианское учение, формирующее и бытовую сторону, со строем языческого государства (с. 321). Но Горчак отмечает и другое направление в христианской среде, приверженцы которого не шли на открытый конфликт с властью, добросовестно исполняя свои обязанности (с. 332). Не обойдем вниманием и работу Дэвида Ранкина «Тертуллиан и Церковь». В ней Ранкин рассматривает отношение Тертуллиана с Христианской Церковью, его взгляды на сущность христианских институтов и иерархию. Интересно то, что автор не проводит четкой границы между кафолическим и монтанистским периодами жизни Тертуллиана, а описывает его творчество как цельное и непротиворечивое . В труде Левитского Д. Г. «О поведении первенствующих христиан в отношении к язычникам» рассматривается образ жизни «христианина как члена Христовой Церкви и исповедника веры, как члена языческого общества в быту гражданском и семейном» . Целью автора является не столько всестороннее исследование быта первых христиан, сколько формулирование нравственных императивов. В работе делается упор именно на нравственное содержание христианской жизни. Поэтому Д. Г. Левитский выстраивает целую галерею образов христиан, которые воплотили в своей жизни Евангельские идеалы. В книге собран большой фактологический материал, в результате чего создается панорама социальных связей христианина. Левитский делит свое исследование на следующие части:
Считаем необходимым использовать эту структуру, внеся в нее значительные изменения. Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Главы соответствуют задачам, поставленным во введении: быт христианина, семейный быт и быт общины. Глава I. Быт христианинаПринятие христианства – безусловно, важнейший шаг каждого человека. За ним следует кардинальное изменение всей его внутренней жизни, что приводит к смене нравственных ориентиров, круга общения и внешнего поведения. Именно качественно новое отношение к миру делет явным совершившееся духовное перерождение. Тертуллиан так пишет об этом: «Давайте спросим самих язычников, можно ли христианам присутствовать на зрелищах. Они-то знают, что если человек перестал посещать зрелища, он стал христианином» (О зрелищах, 24). По мнению Тертуллиана, человеку, стоящему на пороге крещения, мешало принять это святое Таинство лишь одно – потеря прежних мирских удовольствий, необходимость отныне, вести духовно-трезвенный образ жизни, во многом ограничивая себя (там же, 2). Это мнение выглядит довольно правдоподобным, если принять во внимание нравственное состояние граждан Римской империи конца III-го века. Тем ярче на этом фоне аскетизм первых христиан, сумевших отвергнуть прелести языческого мира. Вот описание того, каким должно быть выражение христианского терпения: «Терпение посвящает Господу траурные одежды, скудость пищи, довольствуясь простой едой и чистой водой, добавляет к этому посты, приучается к пеплу и рубищу» (О терпении, 13). Это можно назвать идеалом поведения. Конечно, в реальности ему следовали не всегда, в чем мы убедимся далее. Перейдем от общего к частному, и рассмотрим основные аспекты жизни христианина, которые затрагивает Тертуллиан. 1.1. Молитвенная жизньМолитва как общение человека с Богом занимала (и занимает) в христианской жизни одно из главных мест. Ее основные функции кратко и лаконично сформулированы самим Тертуллианом: «Молитва - оплот веры, наш щит и меч против подстерегающего повсюду врага» (О молитве, 29). На формальный, но, с бытовой точки зрения, интересный вопрос: как молиться? – мы находим ответ в трактате «О молитве»: «Молиться тайно… небольшим количеством слов» (О молитве, 1), «Восхвалять Бога во всяком месте и во всякое время» (Там же, 3), «Со смирением и уничижением – не воздевая рук как можно выше, а воздевая их умеренно и благоговейно» (Там же, 17) и в мире со всеми (Там же, 11). Судя по всему у некоторых было обыкновение (затрагивающее свободу других людей) громко молиться (Там же, 17). Там же мы находим и указания о времени молитвы: «третий, шестой и девятый» (Там же, 25) часы (по-нынешнему – 9 часов утра, полдень и 3 часа дня. Помимо этого надлежало молиться «при наступлении дня и ночи» (Там же, 25) и вообще всякому делу – омовению, принятию пищи, предпосылать молитву (там же). Из вышесказанного видно, что молитва наполняла собой весь строй жизни христианина. 1.2. СуеверияВ своей нравственной проповеди Тертуллиан часто обращается к суеверным обычаям, которые имели место среди христиан. Судя по тому, с какой энергией и постоянством он их обличает, они прочно вошли в обиход некоторых верующих. По мнению Тертуллиана, они хотя бы потому должны быть устранены, что уподобляют христиан язычникам (О молитве, 15). Сами эти обычаи представляют немалый интерес, так как являются частью быта. «Многие приступают к воде при всякой молитве, хотя бы даже после омовения всего тела» (О молитве, 13). «Точно также не вижу смысла в обычае некоторых людей, совершив молитву, садиться, - если только этого не пожелают дети» (там же, 16). Еще один обычай – снимать плащ перед молитвой (О молитве, 15). Тертуллиан замечает, что язычники тоже снимают плащ перед молитвой и садятся после нее. Причина схожих обрядов ясна. Вчерашние язычники, принявшие новую религию, сохраняют старые привычки, иными словами – язычество в той или иной мере влияет на бытовую, обрядовую сторону жизни христиан. Церковь состояла из самых различных элементов - римских граждан, обращенных иудеев, варваров и др. Каждый новый член общины приносил с собой свои культурные традиции, свои обычаи, свой национальный характер. Если в общину вступало значительное число носителей одной культуры, то вполне понятно, что их традиции, может быть, видоизменяясь, получая иное содержание и смысл, прививались к Древу Христианской Церкви. Так можно предположить, что обычай омовения рук перед молитвой пришел из еврейской среды, так как он известен именно там. 1.3. ПостПост, наряду с молитвой, является неотъемлемой частью христианской жизни. О многодневных постах в исследуемых нами истоичниках имеется лишь одно упоминание: «Многие не считают нужным в дни постов присутствовать при молитве Св. Даров, ибо по принятии Тела Господня пост был бы нарушен» (О молитве, 19). Скорее всего, именно этот обычай находит свое отражение в современной богослужебной практике, когда в определенные дни Великого поста не совершается таинство Преложения Св. Даров. Интересно то, что в Евхаристической Трапезе участвовали все присутствовавшие на Литургии. На это же указывает 9-ое правило «Правил Святых Апостолов», по которому «всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как бесчиния в церкви производящих отлучать подобает от общения церковного» . Что же касается однодневных постов, то по словам Тертуллиана: «В день Пасхи… пост есть общая и как бы общественная религиозная обязанность» (О молитве, 18). В чем же состоял пост первых христиан? К сожалению, из тех трактатов Тертуллиана, которые мы привлекли в ходе работы, нельзя дать определенного ответа на этот вопрос. Имеется лишь упоминание о «поцелуе мира» в конце молитвы, от которого некоторые воздерживались во время поста (там же). Рассмотрев бытовую сторону жизни отдельного христианина, можно сделать вывод: с принятием христианства человек глубоко изменялся как внутренне, так и внешне, хотя и сохранял известную зависимость от своих прежних, устоявшихся традиций. Его личная жизнь была заполнена молитвой. В среде христиан были распространены суеверные обычаи, против которых выступал Тертуллиан. Можно с уверенностью сказать, что первые христиане соблюдали пост, но сказать, был ли он регламентирован, жестко установлен в определенные дни, кроме Пасхи, без привлечения дополнительных источников не представляется возможным. Глава II. Быт семейный.Отнюдь не нова та ситуация, когда в семье один из супругов – верующий, а другой –нет, поэтому в данной главе будут рассматриваться как те ситуации, когда все члены семьи – христиане, так и, когда в семье есть лишь один христианин – муж или жена. 2.1. Полноценная христианская семьяДля начала рассмотрим тот случай, когда вся семья – верующая. В трактате «К жене» Тертуллиан дает описание идеального христианского быта. Ответить на вопрос, соответствовали ли в большинстве своем реальные семейные отношения этому идеалу, или нет, без привлечения дополнительных источников затруднительно. И все же обратимся к тем мелким деталям, которые составляли семейный уклад. «Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно одобряют и поддерживают друг друга. Они равны в Церкви Божьей и на трапезе божьей, равно делят гонения и отдых, ничего друг от друга не скрывают, друг другом не тяготятся. Каждого из них в болезни можно свободно посещать, а если он нуждается, и поддерживать деньгами. нет им стеснения творить милостыню, нет опасности присутствовать при совершении Святых Тайн, нет препятствий к исполнению ежедневных обязанностей, нет нужды тайком креститься и шепотом произносить молитвы. Они вместе поют псалмы и гимны, стараясь друг друга превзойти в восхвалениях Бога (К жене, II, 9). Отсюда видно, что основные черты поведения христианской семьи – единодушие, милосердие к бедным. Что же подразумевается под «ежедневными обязанностями», упомянутыми Тертуллианом? На этот вопрос мы находим ответ в этом же сочинении: «А жемчуг ваш – это ежедневно повторяемые вами действия. Чем больше вы будете их скрывать, тем сильнейшее возбудите любопытство в язычниках. Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело или же сплюнуть что-нибудь нечистое? Если ты встанешь ночью помолиться, не сочтут ли тебя колдуньей? Неужели муж не заметит, что ты тайком съедаешь перед каждым приемом пищи? А когда он узнает, что это всего-лишь хлеб, то что он в своем невежестве подумает о тебе?» (К жене, II, 5). Из этого отрывка можно сделать несколько важных выводов: у первых христиан было в обычае молиться не только днем, но и ночью. По поводу хлеба, съедаемого перед каждым приемом пищи, можно было бы сделать предположение, что он являлся не чем иным, как Святыми Тайнами, приносимыми домой христианами (что было в обычае в первые века). Однако этому противоречит то, что хлеб съедается перед каждой едой, тогда как правило причащаться не чаще, чем раз в день также восходит к первым векам. Упоминание крестного знамения у Тертуллиана – одно из самых ранних – свидетельствует о почитании креста на протяжении всей истории христианства. Нередко случалось так, что в христианство обращался один из супругов, тогда как другой продолжал оставаться в язычестве. Тертуллиан акцентирует внимание на тяжелом положении в такой семье обращенной жены. Описав ежедневные христианские действия, совершаемые в тайне из-за боязни мужа, Тертуллиан с иронией восклицает: «Не будет ли он (муж – Ю.М.) жаловаться на подобные тайны и даже подозревать тебя в попытке его отравить?» (К жене, II, 5). Действительно, незавидна участь такой христианки: «Служительница Господня должна жить с чужими, справлять языческие праздники и дни рождения царей, глотать дым ароматов в начале года и каждого месяца. Она выходит из дому дверьми, украшенными лаврами и светильниками, словно это притон разврата. Участвуя с мужем в пирах и попойках, она, привыкшая служить христианам, иногда будет вынуждена прислуживать своим противникам. Не воспримет ли она как знак будущего осуждения своего то, что она оказывает знаки внимания тем, кого ей предстоит осудить? Из чьих рук она будет принимать пищу? Из чьей чаши отпивать вино? Какие песни они с супругом услышат друг от друга? Это будут театральные, трактирные, кабацкие напевы. Будут ли в них упоминания о Боге, мольбы к Христу, размышления, навеянные чтением Святого Писания, духовное утешение и благословение Божье? В них все – чужое, враждебное, негодное, уводящее от пути спасения» (К жене, II, 6). Мы привели эту цитату полностью, так как она очень важны для исследуемой проблемы. Линия фронта проходит не между государствами и народами, а между членами одной семьи. В таких семьях происходит столкновение двух укладов, быта языческого и быта христианского. Бесспорно, Тертуллиан склонен к преувеличениям, его аргументы априорны, однако в откровенной лжи здесь его обвинить нельзя. 2.2. Второй бракТертуллиана чрезвычайно волнует вопрос о возможности заключения второго брака. Здесь надо четко разграничивать его христианские трактаты от написанных им в ереси. Небольшой пример: «Нигде не читаем, что брак запрещен, ибо он сам по себе – благо» (К жене, I, 3), - пишет православный апологет. Но этому же человеку принадлежат такие слова: «Брак – это ни что иное, как вид разврата» (О поощрении целомудрия, 9). Это было сказано им уже после присоединения к секте Монтана. Наблюдается радикальное изменение взглядов Тертуллиана на жизнь. В первый период литературной деятельности Тертуллиана можно найти лишь рекомендации не вступать во второй брак (К жене, I, 6), после же отпадения в ересь, Тертуллиан отрицает сам брак, как таковой. Он призывает к всеобщему воздержанию и ожиданию конца света. Судя по тому, что спустя 18 веков христиане не вымерли, следует признать данные мысли не принадлежащими основной массе христиан. Что же касается второбрачия, то и оно присутствовало в христианской среде, раз в ранних трактатах Тертуллиана отсутствует их категорическое запрещение. 2.3. Браки между христианами и язычниками«Видя, как одна христианка на этих днях вступает в брак с язычником, и вспоминая такие же случае в прежнем, я удивляюсь их дерзости и лицемерию их советников, ибо нигде Писание не позволяет этого» (К жене, II, 2). Данная цитата свидетельствует о том, что христиане не чувствовали разобщенности с язычниками, являлись гражданами одного государства. Позиция Тертуллиана по данному вопросу ясна: «Итак, христиане, женящиеся на язычницах, повинны в блуде и должны быть отлучены от общения с верующими по слову апостола, который с такими даже есть запрещает» (1. Кор. 5.11); (К жене, II, 3). Скорее всего мнение церкви по данному вопросу в то время еще не оформилось (да и сейчас носит рекомендательный характер). В связи с такими браками Тертуллиан обращает внимание на вопрос, что делать новообращенным христианам, женатым на язычниках. Здесь он следует за апостолом Павлом, призывая оставаться всех так, как есть (I Кор, 7. 20); (К жене, II, 2). Скорее всего, так было и в повседневной жизни. 2.4. Рабы в христианской семьеБольшой интерес с бытовой точки зрения представляет положение рабов в христианских семьях. На наш взгляд, совершенно неверны мнения, что в христианстве есть социальное и экономическое равенство. Его нет и не может быть, потому что наш мир создан иерархичным, где младшие подчиняются старшим, а те, в свою очередь, - Богу. Также устроен и мир невидимый, ангельский. Автор опасается, что его назовут сторонником рабовладения, но факт остается фактом: во времена первых христиан (да и не только тогда) христиане имели рабов. Другое дело, что они воспринимались как члены семьи. Призыв апостола Павла: «рабы, повинуйтесь Господам своим» и «Господа, поступайте с ними также, умеряя строгость..»(Ефес, 6; 5, 9)был актуален для всех христиан. Также относится к рабовладению и Тертуллиан: «Как счастлив тот раб, исправлением которого занимается сам господин, кого он удостаивает своего гнева, кого не обманывает, скрывая вразумление!» (О терпении, 11). Присутствие института рабства в среде ранних христиан (и отсуствтие его в наше время) во многом свидетельствует о социально-экономической неотделимости «Малого стада» (Лк.12; 32) от государства. Фраза Тертуллиана «какой раб, после того, как вышел из рабства на свободу, будет вменять себе в вину свое воровство и свои побеги»… (О покаянии), также передает нам интересные мелкие бытовые подробности. Подводя итог исследованию быта христианской семьи можно сделать следующие выводы: • наряду со случаями обращения в христианство целых семей (описанных в Деяниях Св. Апостолов) бывали случаи обращения одного из ее членов (мужа или жены); • в христианской семье, помимо личных ночных молитв, были и общие, в которых участвовали муж и жена; • в случае, когда в языческой семье жена – христианка, возникали своего рода конфликты и слабому полу приходилось испытывать большие трудности в исполнении своих христианских обязанностей;
Глава III. Быт общиныХристианская община - это сложное органичное образование, имеющее определенную структуру (иерархию). В данной главе мы не будем касаться вопросов функционирования раннехристианской общины, ее устройства и т.п. Цель данной главы – проследить быт христиан на уровне общины, их повседневные действия в соприкосновении с другими христианами, а также коснуться вопроса взаимоотношений язычников и христиан (отчасти этот вопрос уже поднимался во второй главе) 3.1. Внутренняя жизнь общиныПри исследовании этого вопроса следует не забывать о том, что Тертуллиан – карфагенский пресвитер, и в основном пишет о своей, североафриканской общине. «В нашей Церкви мало богатых невест» (К жене, II, 8), - свидетельствует он, а следовательно, и основная масса христиан – из малообеспеченных слоев населения. Еще одна фраза Тертуллиана о том, что вдовиц-христианок «сколько угодно» (О поощрении целомудрия, 12) может быть признана не правдоподобной, так как Тертуллиан для построения успешных доказательств заинтересован в том, чтобы вдовиц было действительно много, однако простым приемом софистики эти слова признать нельзя, так как трактат был написан для современников Тертуллиана, и не мог содержат фактов, явно противоречащих действительности. На рубеже II-III веков можно обнаружить зачатки будущего общежительного монашества. На это есть ясное указание: «Приведи ему в пример наших сестер, которые отвергают брак и предпочитают святость: они Божьи невесты, для Бога – их красота и невинность… Они избрали благую участь и, отказавшись от замужества на земле, уже причислены к сонму ангелов» (К жене, I, 4). Можно было бы предположить, что Тертуллиан пишет здесь о своих единомысленницах – монтанистках, однако подобное предположение следует признать несостоятельными, так как данный трактат был написан в ортодоксальный период жизни Тертуллиана. Кроме малообеспеченных в христианских общинах состояли люди и с высоким достатком (которых было не так много). Об этом свидетельствует и трактат «О зрелищах», написанный против христиан, посещающих эти представления и пребывающих в роскоши. О том же говориться и в трактате «К жене», когда осуждается стремление подражать язычникам в «тяжести ожерелий и браслетов… пышности одежд,.. галльскими или германскими носильщиками» (К жене, I, 4). Это все, что можно сказать о социальных категориях на основе источников. В то же время церковь материально поддерживала своих членов, находящихся в заключении (К мученикам, 1); (Там же, 14). Помимо этого она оказывала помощь нуждающимся (К жене, II, 4). Существовал обычай совместной молитвы, если один из христиан навещал дом другого (О Молитве, 26). Были в среде первых христиан и разногласия, в частности по вопросу – можно ли в субботу преклонять колена? (О Молитве, 23). В связи с этим особое место занимал день Светлого Христова Воскресения и следующие за ним пятьдесят дней, в которые христиане воздерживались «от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела» (Там же). В первые века существовал институт публичного покаяния, которого многие, по свидетельству Тертуллиана, пытались избежать (О покаянии, 10). Он же указывает и на причины этого: стыд и телесные тяготы. К последним относится: «быть немытым, перемазанным, и в грубом рубище возлежать на внушающем ужас пепле, без какой-либо радости в душе, с осунувшимся от поста лицом» (О покаянии, 11). Тертуллиан обрушивается с упреками на нежелающих прибегнуть к публичному покаянию и из его обличительной речи мы многое узнаем о быте обеспеченных социальных слоев, в частности, христиан: «Бери же быстрее булавки для укладки волос и зубной порошок, бери железные и медные ножницы для обрезания ногтей! Намажь щеки и губы краской для блеска, для поддельного румянца! Еще отыщи местечко поприятнее, в садах или на море, и поселись там, увеличив свои расходы, ища лопающуюся от жира птицу и отцеженное старое вино (О покаянии, 11). Данная цитата является настоящим кладом для исследователя бытовой стороны жизни христиан первых веков. Это лишнее подтверждение того, что часто в высших слоях общества начала III века быт язычников мало чем отличался от быта христиан. По крайней мере, сильны были нити, связывающие христиан с их прежней жизнью, прошедшей в язычестве. Все же эти слова Тертуллиана относятся к уклоняющимся от публичного покаяния, и не касаются остальных христиан. 3.2. Христиане в языческом государствеСовершенно не обосновано то мнение, что все язычники были плохими людьми и крайне негативно относились к христианам. Даже Тертуллиан, заинтересованный в том, чтобы христиане не соприкасались с язычниками признается: «Есть и такие язычники, которые всячески поддерживают христиан» (К жене, II, 5). Последующие слова: «тем хуже. Язычники не должны знать о наших добрых делах» (Там же) выдают в нем подчеркнутый выше субъективизм. Но также про христиан ходили неподтвержденные обидные слухи, вроде того, что во время Евхаристии происходят ужасные злодеяния и проливается настоящая кровь (О зрелищах, 19); (К жене, II, 4). Не менее простым было и отношение христиан к язычникам. С одной стороны, как уже отмечалось выше, христиане были тесно связаны с языческой империей. С другой, - официальной религией (если можно так выразиться) в Римской империи было язычество, которое постоянно вступало в конфликт с христианством: «Ведь мы не едим мяса и жертв, посвящаемых тем и другим (умершим и богам), потому что не можем участвовать и в трапезе Бога, и в трапезе бесов» (О зрелищах, 13). Еще более ярко это выражено в обращении Тертуллиана к мученикам: «Здесь ты не видишь ложных богов, не встречаешь их изображений, не присутствуешь на языческих празднествах, не вдыхаешь нечистые запахи ладана, не слышишь рева зрителей в цирке и театре, не видишь жестокости гладиаторов и бесстыдства мимов» (там же, 14). С тем, что христиане не могли полностью игнорировать языческое государство соглашается и сам Тертуллиан: «Раб Божий без всякого ущерба для веры может входить не только в места, где устраиваются зрелища, но даже в языческие храмы, если только он эти места посещает не с той целью, для которой они созданы. Иначе где и как жить христианам?» (О зрелищах, 8). Этим риторическим вопросом, на который нет однозначного ответа, поскольку в своей повседневной жизни христиане со всех сторон были окружены язычниками, закончим нашу работу. Однако главное в христианине – его внутреннее устроение, формирующее христианский быт. ЗаключениеИтак, подведём итоги работы. Для того, чтобы восстановить картину быта первых христиан в языческом окружении, было поставлено три задачи, которые соответствовали главам работы. Основные результаты и выводы следующие: 1. По первой задаче: • Личная жизнь христианина была заполнена молитвой, совершаемой постоянно (умное делание). Для неё также были установлены определённые часы. • Среди христиан были распространены суеверные обычаи, что являлось следствием большого числа новообращённых, привносивших свои языческие обряды, может быть, по-другому их осмысливая. • Неотъемлемой частью христианского быта был пост, совершаемый каждым христианином в разное время. Помимо этого, был и установленный для всех пост в день Светлого Христова Воскресения. 2. По второй задаче: • В христианской семье супруги молились как по отдельности (ночные молитвы), так и вместе. • Перед каждым приёмом пищи съедался хлеб, что определённо имело сакральный смысл, но отождествить его со Св. Причастием затруднительно. • Христианам часто приходилось встречать сопротивление со стороны близких-язычников в исполнении своих повседневных христианских обязанностей. Особенно тяжёлым в этом плане было положение жены-христианки в доме мужа-язычника. • Браки заключались не только между христианами, но и между христианами и язычниками, что говорит о тесной связи между ними. • По поводу вторых браков отсутствовали какие-либо запреты, что отразилось и на христианском быте. • Были в христианских семьях и рабы, находившиеся в положении слуг. 3. По третьей задаче: • Основную часть христианской общины составляла малообеспеченная часть общества, однако были и зажиточные люди. • В общине определённая группа людей вела монашеский образ жизни, что было предпосылкой появления монашества как такового. • В первые века существовал институт публичного покаяния. Некоторые христиане пытались его избежать, что свидетельствует об упадке духовной ревности. • Отношения между язычниками и христианами были довольно сложными. Со стороны первых было как неприятие, так и понимание. Христиане, судя по всему, не ощущали себя изгоями в Римской империи, они могли находиться в местах совершения языческих ритуалов, вступали с язычниками в брачные связи. • Христиане в своей повседневной жизни постоянно сталкивались с бытом языческим, пронизывавшим всю структуру государства. В связи с этим, самым важным было сохранение внутреннего христианского устроения, без которого христиане мало чем отличались бы от язычников. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан 95 – 197. М., 2003 (Живая история: Повседневная жизнь человечества). 2. Геффкен И. Из истории первых веков христианства. СПБ, 1908. 3. Горчак А. Церковь и Государство вплоть до установления государственной церкви// Раннее христианство. Ч. I, М., 2001, с. 307-350. 4. Каноны, или книга правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных и святых отцов. Спб, 2000. 5. Киприан Керн (архим.) Патрология. 6. Колосовская Ю. К. Христианские общины позднеримского города на Дунае // Человек и общество в античном мире. М.,1998. 7. Левитский Д. Г. О поведении первенствующих христиан в отношении к язычникам. Спб., 1906. 8. Мейндорф Иоанн (прот). Введение в святоотеческое богословие. 9. Преображенский П. Ф. Тертулиан и Рим. М., 2004. 10. Rankin, D. Tertullian and the church. CUP, 1995. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994, с. 273-368. Автор: Макарцев Юрий Максимович. Москва, 2005 г. |