Главная Форум Доклады Книги Источники Фильмы Журнал Разное Обратная связь

Другие проекты

Учителю истории


Заключение

Таким образом, проанализировав и сравнив источники личного происхождения, посвященные описанию Соловецкого монастыря, мы пришли к следующим выводам.

Восприятие обществом Соловецкого монастыря в 1856–1917 гг. не имело значительной динамики. В то же время заметно некоторое увеличение доли «критиков» монастыря в царствование Александра III и первую половину царствования Николая II, что, однако, можно объяснить небольшим количеством источников, относящихся к эпохе Александра II: с возрастанием числа источников, вероятность появления среди них критикующих монастырь, увеличивается.

После 1905 года число критически настроенных авторов немного сократилось, что говорит о неоднозначности происходивших в обществе процессах.

В ходе работы источники подверглись сопоставительному анализу, который позволил составить две таблицы, отражающих отношение авторов к монастырю.

Описание действительности авторами могло совпадать, а оценки — диаметрально разниться. Для примера возьмем вопрос о монастырских богатствах. Оценка этого факта различна. В.В. Верещагин писал, что монах, это — «делец, хлопочущий о том, чтобы собрать побольше всего»1. Другой автор ему возражал, следующим образом: «В монастыре у них нет места лени и пустословию, а потому и богатства монастырские с каждым годом умножаются»2

В данном случае оценка В.В. Верещагина — негативна, а А.В. Архангельской позитивна. Можно абстрагироваться от слов позитивный и негативный. Авторы формируют в своем сознании образ идеального монастыря. Среди них нет таких, которые бы полностью отрицали монастыри, как форму человеческого общежития. В каждой голове этот идеальный образ свой, не похожий на другие образы. Авторы верифицировали увиденное в монастыре со сформированным ранее представлением о том, каким монастырь должен быть, и делали соответствующие выводы и оценки. В этой связи понятие «негативный» означает, что увиденное не согласуется с ожидаемым, понятие «позитивный» противоположно.

Часто авторы не могут сойтись в описании действительности, которая их окружает в монастыре.

В основном это касается условий проживания в обители (гостиница, трапеза, «уровень обслуживания»), что понятно. Материальные запросы у всех разные. Также разное описание действительности можно встретить в вопросах не столь очевидных, сокрытых от взгляда любопытного путешественника (например, духовное влияние монастыря на Северный край, монашеский облик и др.)

Социальный анализ источников показал, что сословная принадлежность авторов имела определенное, но не решающее влияние на восприятие монастыря (об этом — немного позднее). Так, духовенство в целом позитивно оценивает увиденное, действительность совпадает с ожидаемым, будь то внешняя жизнь монастыря, или его внутреннее устройство. Единственное исключение, иеромонах Серафим, скорее подтверждает правило. Духовенство в своей совокупности в изученный период оставалось монолитным сословием3. Это не значит, что в его среде не было споров и противоречий, но они, как видно, не касались такой знаменитой обители, как Соловецкий монастырь.

Крестьянство и мещане также едины в своих оценках. Все три автора не разочаровались, посетив обитель. Возможно это связано с тем, что об обители писали лишь заинтересованные люди. А заинтересованных в критике монастыря среди простого народа не было.

Среди дворян, посетивших монастырь, нет подобного единства оценок, скорее наоборот, можно найти диаметрально противоположные отзывы.

Здесь есть как люди церковные (например, инженер К. Коковцов), так люди с секуляризованным сознанием, сохранившие еще некоторую связь с Церковью (самый яркий пример: публицист В.И. Немирович-Данченко), а также люди, уже отошедшие от религии (доктор П.Ф. Федоров, помещик А.К. Энгельмейер).

Определяющую роль в восприятии монастыря играет не происхождение человека, принадлежность к тому или иному сословию, а его мировоззрение, его отношение к Богу, Церкви и окружающему миру. В связи с этим интересно, что среди самых последовательных критиков Соловецкого монастыря людей набожных, проявляющих свою религиозность, нет (напомним, это публицист С.Д. Протопопов, помещик А.К. Энгельмейер, доктор П.Ф. Федоров, художник В.В. Верещагин и писатель М.М. Пришвин).

Относительно других социальных групп сделать корректные выводы не представляется возможным в связи с относительно небольшим количеством источников. Хотя и среди них прослеживается указанная выше закономерность: чем ближе автор к Церкви, тем положительнее он относится к монастырю. Из лиц «высшего света» монастырь посетили князь Ф.Ф. Юсупов и великая княгиня Елизавета Федоровна, из купечества писатель М.М. Пришвин и художник М.М. Нестеров. Их оценки напрямую зависят от уровня их воцерковленности.

Также были проанализированы те темы, на которые пишут путешественники. Наибольший интерес у авторов вызывал монашеский облик (27 источников), условия пребывания в монастыре паломников (24 источника), уровень развития соловецкого хозяйства (22 источника) и природа островов (22 источника). Меньше всего в оценочном плане авторы писали о путешествии по морю (10 источников), иконописи и архитектуре монастыря (8 источников), соотношении богатства и идеала монашеской жизни (8 источников).

Если обобщить материал в пределах глав, то о монастыре с материально-эстетической точки зрения имеется 42% отзывов (из 100 возможных). О монастыре в духовно-нравственном аспекте также имеется 42% оценочных характеристик. Следует пояснить. В первой главе было выделено 13 тем, во второй — 9. Таким образом максимальное количество мнений по темам для первой главы — 455 (35 источников умноженные на 13 тем), для второй — 315 (35 источников умноженные на 9). Для первой главы реальное число мнений — 191, для второй — 133.

Это свидетельствует о том, что путешественников в раной мере интересовала как внешняя сторона жизни монастыря, так и ее внутренняя составляющая.

Данная работа посвящена узкой теме: восприятию Соловецкого монастыря русским обществом пореформенного периода, однако эта тема связана с более широкой, всё более актуальной в наши дни: каким образом изменялось отношение русского общества второй половины ХIХ — начала ХХ века к религии (а в меру этого — к институтам государственной власти) и каким образом началась та эпоха великих перемен и переломов, в которой мы живем.

Список источников

Опубликованные источники

  1. Алан Летбридж. Соловки: история и ассоциации. 1915 г. // Соловецкое море. Архангельск, 2004. № 3.
  2. Анисимов А.В., свящ. По пути в русский Афон — Соловецкую обитель. М., 1895.
  3. Архангельская А.В. О Соловецком монастыре и преп. чудотворцах Зосиме и Савватии. М., 1886.
  4. Борисов А.А. У Самоедов. От Пинеги до Карского моря. СПб, 1907.
  5. Верещагин В.В. На Северной Двине. По деревянным церквам. М., 1896.
  6. Витте С.Ю. Воспоминания. Берлин, 1923.
  7. Воейков С.В. Соловецкий монастырь // Нева, 1911. № 15. С. 1322–1344.
  8. Воспоминания богомольца // Душеполезное чтение. М., 1860. Ч. 3. № 10. С. 174–185.
  9. Диксон В.Г. Из «Свободной России» // Швейцария. СПб, 1886.
  10. Дунаев Б.И. Соловецкая обитель и другие // Боян. М., 1913. С. 73–83.
  11. Душин В. Воспоминание о святых местах или путешествие в Соловецкую обитель. Казань, 1869.
  12. Евдоким (Мещерский, архимандрит) Соловки. Странички из дневника паломника. СПб, 1904.
  13. Ильин А. От Петербурга до Соловецкого монастыря. Дневник странника. СПб, 1879.
  14. Козьмин Н.Д. Ея Императорское Высочество, Благоверная Государыня и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Соловецкой обители // Голос долга. Пермь, 1915. № 3. С. 179–19; № 4. С. 237–243.
  15. Коковцов К. Поездка в Соловецкий монастырь. СПб, 1901.
  16. Львов Е. (Кочетов Е.Л.). По студеному морю: Поездка на север. М., 1895.
  17. Майнов В.Н. Вотчина Зосимы и Савватия // Живописная Россия. СПб, 1881. Т. I. Ч. 1. Очерк 11. С. 285–312.
  18. Майнов В.Н. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб, 1877.
  19. Максимов С.В. Поездка в Соловецкий монастырь // Год на Севере // Максимов С.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8. Ч. 1. Гл. 5. СПб, 1908. С. 153–223.
  20. Максимов С.В. Соловецкий монастырь. СПб. 1905.
  21. Недумов А.И. На Север от Москвы до Соловков. Путевые заметки. Варшава, 1899.
  22. Немирович-Данченко В.И. Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. // На кладбищах. Воспоминания и впечатления. М., 2001.
  23. Нестеров М.В. На Соловках // Воспоминания. М., 1989.
  24. Очевидец. О Современном рабстве и современных египетских угнетениях в одном из отдаленных уголков России // Церковно-общественный вестник. СПб, 1879. № 10. С. 3–5.
  25. Остроумов И.Г. Святыни нашего Севера. Путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной Руси. Очерки и рассказы. СПб, 1897.
  26. Поездка в Соловецкий монастырь воспитанников Тобольской духовной семинарии летом 1900 года. Тобольск, 1902.
  27. Порфирий, архим. Бедственное плавание соловецкого парохода «Надежда» на Белом море в бурю 31 августа 1862 года // Душеполезное чтение, 1863. №3. С. 65.
  28. Посещение в 1911 году Соловецкого и Печенского монастырей Преосвященным Трифоном епископом Дмитровским первым викарием Московской митрополии и Членом Московской Синодальной конторы // Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1912, № 15.
  29. Посещение Его Преосвященством, Преосвященным Нафанаилом, Соловецкого монастыря г. Кеми // Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1912. № 16. С. 439–448; № 17. С. 472–488.
  30. Пришвин М.М. В краю непуганых птиц. СПб, 1907.
  31. Пришвин М.М. Соловки: (письма к другу) // Пришвин М.М. Колобок. СПб, 1908.
  32. Протопопов С.Д. Из поездки в Соловецкий монастырь. М., 1905.
  33. Пудовкин С.А., свящ. Наше путешествие на Север в 1901 г. Юрьев, 1905.
  34. Случевский К.К. Путешествие их императорских высочеств великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны в 1884 и 1885 годах. Соловецкий монастырь // По Северу России. «Соловецкое море», 2002. №1. С. 96–110.
  35. Соловки и Валаам. Дневник студентов-паломников. М., 1901.
  36. Труш К.А. Соловки в августе 1905 г. М., б.г.
  37. Уланов В.Я. Из экскурсионных впечатлений // Вестник воспитания. 1910, № 1.
  38. Федоров П.Ф. Соловки. Кронштадт, 1889.
  39. Хильтов И., прот. Паломническая поездка учеников Бежецкого духовного училища в Соловецкий монастырь // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 47. С. 922–931; № 48. С. 960–965; № 49. С. 989–994; № 51. С. 1029–1037; № 52. С. 1044–1048.
  40. Церковно-общественный вестник. СПб, 1879, №№ 10, 68, 89, 108
  41. Церковный вестник. СПб, 1879, №№ 20, 21, 29, 30, 33, 35
  42. Энгельгардт А.П. Русский север. Путевые записки. СПб, 1879.
  43. Энгельмейер А.К. По русскому и скандинавскому Северу: Путевые воспоминания. М., 1902.
  44. Юсупов Ф.Ф. Мемуары. М., 2004.

Архивные источники

  1. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254. Л. 96-103.
  2. Церковно-археологический кабинет Соловецкого монастыря. Архив. Записки неизвестной.

Список литературы

  1. Адлыкова А.П. Монастыри Алтайской духовной миссии во второй половине XIX - начале XX века. Автореферат дис. канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2003.
  2. Аржаных Т.Ф. «Интеллектуальное иночество» и «литературное подвижничество» русской интеллигенции второй трети XIX века // Интеллигенция и церковь: прошлое, настоящее, будущее. Иваново, 2004. С. 194–195.
  3. Арцыбашев Д.В. История туристско-экскурсионной деятельности в России (вторая половина XIX — XX вв.) Дис. канд. ист. наук. Курск, 2005.
  4. Балашова Т.В. Московские монастыри в социокультурной среде столичного города второй половины XIX — начала XX века. М., 2007.
  5. Бахтина Е.Б. Василий Иванович Немирович-Данченко и Болгария. Автореферат дис. канд. ист. наук. Воронеж, 1997.
  6. Богданов Д.П. Оптина Пустынь и паломничество в неё русских писателей // Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и её старцах. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1998. С. 80–105.
  7. Быков П. Сергей Васильевич Максимов. Биографический очерк. // Максимов С.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 1. СПб, 1908.
  8. Бухаркин П.Е. Православная церковь и русская литература в XVIII–XIX веках: Проблемы культурного диалога. СПб, 1996.
  9. Варламов А.Н. Пришвин. М., 2008.
  10. Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. Петроград, 1917.
  11. Возилов В.В. Религиозный нигилизм русской интеллигенции // Интеллигенция и церковь: прошлое, настоящее, будущее. Иваново, 2004. С. 224–226.
  12. Волошун П.В. Соловецкий монастырь глазами святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны // Православный паломник, 2007. № 5. С. 40–48.
  13. Денисов Л.И. Православные монастыри России и их полный список. М., 1908.
  14. Досифей (Немчинов, архим.) Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря и других подведомых сей обители монастырей, скитов, приходских церквей и подворьев, с присовокуплением многих царских, патриарших и других, знаменитых гражданских и духовных лиц, грамот, относящихся к истории сего монастыря, составленное трудами Соловецкого монастыря архимандрита Досифея. М., 1853.
  15. Дроботушенко Е.В. Православные монастыри Забайкалья во второй половине XIX — начале XX вв. Автореферат дис. канд. ист. наук. М., 2001.
  16. Евфимия (монахиня). Очерки из жизни православных северных женских монастырей середины XIX — начала XX вв. Архангельск, 2007.
  17. Есеева О.В. Пинежские монастыри Архангельской губернии в XVII — начале XX века. Дис. канд. ист. наук. Сыктывкар, 2006.
  18. Живов В.М. Маргинальная культура в России и рождение интеллигенции // Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С. 685–704.
  19. Запальский Г.М. Оптина Пустынь и ее воспитанники. Автореферат дис. канд. ист. наук. М., 2007.
  20. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб, 1890-1897. Т. 1–3.
  21. Зубанова С.Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке. М., 2007.
  22. Зябликов А.В. Российская интеллигенция и церковь на рубеже XIX–XX веков: союзники или враги // Интеллигенция и церковь: прошлое, настоящее, будущее. Иваново, 2004. С. 77–80.
  23. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX — начале XX века. М., 2002.
  24. Калужникова Е.А. Паломничество как ритуал: сущность и культурно-исторические типы. Автореферат дис. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2007.
  25. Кожевникова Ю.Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в. Автореферат дис. канд. ист. наук. СПб, 2006.
  26. Колесникова В.Л. Женщина духовного сословия второй половины XIX–начала XX столетия: исторический портрет: на примере Курской и Тамбовской губерний. Автореферат дис. канд. ист. наук. М., 2007.
  27. Колчин М.А. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в ХVI–ХIХ вв. Исторический очерк. М., 1908.
  28. Конюченко А.И. Православное духовенство России во второй половине XIX — начале XX века. Дис. доктора ист. наук. Челябинск, 2006.
  29. Котельников В.А. Монастырь и мир // Пути и миражи русской культуры. СПб, 1994. С. 222–240.
  30. Котельников В.А. Русские писатели в Оптиной Пустыни // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура. М., 1993. С. 197–207.
  31. Котлова Т.Б. К вопросу о кризисе религиозности в среде интеллигенции на рубеже XIX – XX веков // Интеллигенция и церковь: прошлое, настоящее, будущее. Иваново, 2004. С. 188–189.
  32. Кузнецова Т.Ф. Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века: На примере художественных промыслов женских монастырей Московского региона. Автореферат дис. канд. ист. наук. М., 2005.
  33. Кургузов А.В. Оптинское старчество как феномен культуры: источники изучения. Дис. канд. культурологии. М., 2007.
  34. Лебедев Ю.В. Сергей Васильевич Максимов // Максимов. Избранные произведения в 2-х томах, т. 1, М., 1987.
  35. Логунова Е.П. Монастырь в русской культуре: Опыт духовного воспитания. Дис. канд. пед. наук. СПб, 1994.
  36. Манн Ю.В. Иван Киреевский, Гоголь и Оптина Пустынь // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура. М., 1993. С 208–221.
  37. Мануил (Лемешевский, митр.) Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Часть 3. Куйбышев, 1966.
  38. Мелетий (архим.). Историческое описание Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881.
  39. Мининков Н.А. Методология истории. Ростов-на-Дону, 2004.
  40. Моклецова И.В. Русское православное паломничество как явление культуры (на примере произведений А.Н.Муравьева): Дис. канд. культурологии / МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет иностранных языков М., 2002.
  41. Найденова Л.П. Внутренняя жизнь монастыря и монастырский быт (по материалам Соловецкого монастыря) // Монашество и монастыри в России XI–ХХ века. М., 2005. С. 280–290.
  42. Наместников А.В. Церковный вопрос в публицистике пореформенного периода (конец 50-х — начало 80-х годов XIX в.). Автореферат дис. канд. ист. наук. М., 1998.
  43. Наместников А.В. Церковный вопрос в публицистике пореформенного периода (конец 50-х — начало 80-х годов XIX в.). Дис. канд. ист. наук. М., 1998.
  44. Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Дис. канд. ист. наук. М., 1996.
  45. Овчинников В.А. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX — начале XX века. Дис. канд. ист. наук. Кемерово, 2002.
  46. Ордина О.В. Феномен старчества в русской духовной культуре XIX века. Автореферат дис. канд. ист. наук. Киров, 2003.
  47. Понарин П.В. Русская Православная Церковь, общество и государство: проблема духовного инакомыслия в период поздней империи и революционную эпоху, рубеж XIX-XX вв. — 1920 г.: на материалах Тульской губернии. Автореферат дис. канд. ист. наук. Тула, 2006.
  48. Поплавская Х.В. Народная традиция православного паломничества в России в XIX — XX веках: По материалам Рязанского края. Автореферат дис. канд. ист. наук. М. 2000.
  49. Попов Г.П. Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX – начале XX вв. Екатеринбург-Архангельск, 2003.
  50. Прокопенко Т.А. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма (на примере Русской православной церкви). Автореферат дис. канд. географ. наук. Краснодар, 2007.
  51. Радченко О.И. Православные монастыри Самарского края во второй половине XIX — начале XX века. Дис. канд. ист. наук. Самара, 1998.
  52. Рахматуллин М.А. Рецензия на книгу Зырянова П.Н. «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века» // Отечественная история. М., 2000. № 5.
  53. Самсонова Т.Ю. Соловецкий монастырь: хозяйственная деятельность, социальный состав и управление. Вторая половина XIX — начало XX века. Автореферат дис. канд. ист. наук.
  54. Самсонова Т.Ю. Соловецкий монастырь: хозяйственная деятельность, социальный состав и управление. Вторая половина XIX — начало XX века. Дис. канд. ист. наук. М., 1997.
  55. Скатов Н.Н. К проблеме русской религиозной жизни и русской литературы во второй половине XIX века Пустыни // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура. М., 1993. С. 222–226.
  56. Смолич И.К. Русское монашество, 988-1917; Жизнь и учение старцев. М., 1999.
  57. Соловки: монастырь на островах, сост. А. Андреев, С. Шумов. М., 2004.
  58. Соловьев А.А. Интеллигенция и церковь в интеллектуальном поле России в конце XIX — начале XX века. Кострома, 2007.
  59. Стикина Н.В. Повседневная жизнь русского православного монастыря во второй половине XIX — первой четв. XX в. (на материалах Вологодской епархии). Автореферат дис. канд. ист. наук. Архангельск, 2007.
  60. Студенцова Е.О. Состав жителей Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря по материалам первой всероссийской переписи населения 1897 г. // Наследие Соловецкого монастыря, Архангельск, 2007. С. 284–298.
  61. Третьякова С.В. Основатели монастырей в исторической памяти и религиозном укладе Белозерья: вторая половина XIX – первая четверть XX вв. Автореферат дис. канд. ист. наук. Архангельск, 2007.
  62. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М. 2003.
  63. Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен: (Конец 1890-х – 1918 гг.) СПб, 1994.
  64. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь в XVI-XIX веках как секретная государственная тюрьма и пограничная военная крепость русского государства. Автореферат дис. д-ра. ист. наук. Архангельск, 1966.
  65. Фруменкова Т.Г. Путешествия петербуржцев в Соловецкий монастырь в XVIII — начале XX века (по запискам современников) // Петербуржец путешествует. СПб, 1995. С. 86–95.
  66. Фруменкова Т.Г. Путешествия из Петербурга в Архангельск в XIX веке и строительство Северной железной дороги // Петербуржец путешествует. СПб, 1998. С. 33–41.
  67. Худякова Е.В. Старчество в русской художественной культуре конца XIX — начала XX веков. Автореферат кандидата культурологии. Ярославль, 2003.
  68. Ченская Г.А. Паломничество: маршруты и евлогии // Феномен паломничества в религиях: священная цель, священный путь, священные реликвии: материалы XIII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб, 2006. С. 5–8.
  69. Щербич С.Н. История монастырей Тобольской епархии во второй половине XIX — начале XX века. Опыт социокультурного исследования. Дис. канд. ист. наук. Тюмень, 2001
  70. Щипакина А.А. Монашество в культурном сознании русского православия. Автореферат дис. канд. философских наук. Саранск, 1997.
  71. Элбакян Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции ХIХ — нач. ХХ вв. Философско-исторический анализ. М., 1996.
  72. Klaus Appel: Igor Smolitsch, in: Jahrbücher für Geschichte Osteuropas N.F. XIX (1971), S.627-630

Примечания

1 Верещагин. Там же. С. 121.

2 Архангельская А.В. Там же. С. 15.

3 Об этом же см.: Конюченко А.И. Православное духовенство России во второй пол. XIX – нач. XX в. Дис. доктора ист. наук. Челябинск, 2006

Автор: Макарцев Юрий Максимович

Главная | Разное | Форум | Контакты | Доклады | Книги | Фильмы | Источники | Журнал |

Макарцев Юрий © 2007. Все права защищены
Все предложения и замечания по адресу: webmaster@historichka.ru