Главная
Форум
Доклады
Книги
Источники
Фильмы
Журнал
Разное
Обратная связь Другие проекты Учителю истории
|
Дела военного министерства в 1862 году1862 годом начался для Военного министерства продолжительный период последовательных преобразований по всем его частям. В этом году приступлено к разработке существеннейших вопросов будущего нашего военного устройства и законодательства. Работы шли с напряженной деятельностью во всех департаментах и многочисленных специальных комиссиях. 458 Хотя в течение этого года еще ни одно из предположенных главных преобразований не было выработано в окончательной форме, однако же уже приняты некоторые важные меры, послужившие как бы первыми шагами к осуществлению заявленных предположений. В рассказе моем были указаны перемены, произведенные в устройстве нашего военного управления и самой армии вследствие событий в Польше, вслед за назначением Великого Князя Константина Николаевича наместником в Царстве, именно упразднение 1-й армии, 1-го, 2-го, 3-го, 5-го и Сводного кавалерийского корпусов и образование четырех военных ок- 459 ругов: Варшавского, Виленского, Киевского и Одесского*. Мера; эта, вызванная обстоятельствами и принятая наскоро, без предварительной аодготовки, ускорила и значительно облегчила осуществление вырабатываемых в министерстве реформ. Первоначально учрежденным четырем военным округам дано было по необходимости лишь временное устройство, которое**, -как само собой разумеется, и не могло представлять той стройной организации, какую военные округа получили впоследствии. В округе Варшавском, где имелись уже все отделы полевого управления армии, образовались, кроме окружного штаба, и другие отделы: интендантский, артиллерийский, инженерный, в состав которых вошли и прежние управления «западных» округов артиллерийского и инженерного. В прочих же трех округах (Ви-ленском, Киевском и Одесском) учреждены на первый раз одни окружные штабы; главным начальникам округов (они же и генерал-губернаторы) подчинены только полевые войска, в округе расположенные; местные же войска и военные учреждения оставались до времени в подчинении прежним своим начальствам по принадлежности: округов внутренней стражи, артиллерийских, инженерных и т.д. Окружные интендантства должны были образоваться лишь с 1-го января 1863 года и то исключительно для заведования провиантской частью. Тем не менее и временное это устройство первых военных округов служило уже фактическим опровержением того опасения, что предположенное преобразование повлечет за собой увеличение расходов. Оказалось, что с упразднением 1-й армии, четырех армейских корпусов и двух кавалерийских, с заменой всех этих управлений военно-окружными, личный состав управлений сократился уже на 9 генералов, 123 офицера и чиновника и 249 нижних чинов, с уменьшением расхода на их содержание на 128 тысяч рублей. Разработка Положения о военно-окружном управлении подвигалась с большой настойчивостью. Уже в начале мая представлена мной Государю записка, в которой изложена была в общих чертах предполагаемая организация означенного управления, с указанием * Далее в автографе зачеркнуто продолжение: «Башкирского войска. Положение об окончательном перечислении его в гражданское ведомство было уже рассмотрено в Военном Совете и внесено в Государственный Совет». (Прим. публ.) ** Далее в автографе зачеркнуто: «впредь до разработки окончательного Положения о военно-окружном управлении». (Прим. публ.) 460 круга действий каждого отдела его, отношений к главному начальнику округа и к центральному управлению. В той же записке намечено было и территориальное распределение округов *. Первоначально проектированное разделение несколько отличалось от установившегося впоследствии. Предполагалось в Европейской России образовать следующие 11 округов: 1) Финляндский; 2) Петербургский - из губерний Петербургской, Новгородской и Олонецкой (т.е. без Псковской и Архангельской); 3) Балтийский - из губерний Эстляндской, Лифляндской, Курлян-дской, Псковской и Витебской; 4) Северо-Западный - из губерний Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской и Могилев-ской; 5) Царства Польского; 6) Юго-Западный - из губерний Киевской, Волынской и Подольской; 7) Южный - из губерний Херсонской, Бессарабской, Екатеринославской и Таврической; 8) Московский - из губерний Московской, Ярославской, Тверской, Владимирской, Смоленской, Калужской, Тульской и Рязанской; 9) Харьковский - из губерний - Харьковской, Курской, Орловской, Черниговской, Полтавской и Воронежской; 10) Верхне-Волжский-из губерний Казанской, Пермской, Вятской, Костромской и Нижегородской, с главной квартирой в Казани; 11) Нижне-Волжский - из губерний Саратовской, Самарской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской, с главной квартирой в Саратове. Затем намечены были округа: 12) Кавказский, 13) Оренбургский, 14) Западно-Сибирский и 15) Восточно-Сибирский. Таким образом, губернии Архангельская, Вологодская и Астраханская не были включены ни в один из округов, по отдаленности их и малому числу находящихся в них войск. Земля Войска Донского оставалась также вне военно-окружного распределения. Впрочем, в самой записке была сделана оговорка, что намеченное разделение было только «примерное» и что окончательное решение требует ближайших соображений. Из числа предположений, изложенных в означенной записке, некоторые вовсе не осуществились, как, например, учреждение «дивизионных интендантов», которым имелось в виду придать отчасти характер контролеров по войсковому хозяйству, по образцу французского интендантства. По артиллерийской части указывался двоякий способ устройства управления: или с сохранением прежних начальников артиллерийских дивизий, то есть с выделением полевой артиллерии из подчинения начальнику во- * Далее в автографе зачеркнуто: «с приложением карты». (Прим. публ.) 461 енно-окружного артиллерийского отдела, который в таком случае ведал бы только местными артиллерийскими частями и техническими учреждениями, или же с подчинением одному начальнику всей артиллерии в округе. Также оставлен был без предрешения вопрос о подчинении саперных войск начальству военно-окружного инженерного управления. Подчинить ли госпитали военно-окружному медицинскому начальству или особому окружному инспектору госпиталей - осталось вопросом открытым до решения самого устройства госпиталей. Означенная записка была возвращена мне Государем 13-го мая, без всяких резолюций. С дозволения Его Величества она была отпечатана и разослана, в числе 211 экземпляров, на заключение главных начальников и компетентных лиц. Отзывы получены были от 134 лиц; из этого числа только 10 лиц выразили сомнения в пользе предположенной территориальной системы управления вообще; все же прочие высказались с большим или меньшим одобрением основной мысли предположенного преобразования, с некоторыми однако же, частными замечаниями, относившимися более к подробностям исполнения. В замечаниях этих оказалось чрезвычайное разноречие, - чего, впрочем, и следовало ожидать при обсуждении такого проекта, который коснулся всех отраслей военной администрации и шел вразрез вкоренившихся издавна понятий и привычек. Из всех полученных мнений составлен был свод, который и представлен Государю, а затем приступлено к обсуждению всех сомнительных и спорных вопросов, при содействии приглашаемых на совещание компетентных лиц. Рядом с разработкой Положения о военно-окружном управлении велась и другая не менее значительная работа - по организации и внутреннему устройству войск. Как уже было сказано, основные начала организации войск обсуждались предварительно в комиссии генерала Баумгартена. Главной задачей поставлено ей - дать армии такой состав, чтобы при наименьшей численности в мирное время она могла в случае надобности развернуть наибольшие силы и притом в кратчайший по возможности срок. Комиссия признала непременным для того условием, чтобы переход армии от мирного положения к военному совершался исключительно пополнением каждой части людьми и лошадьми, без всякого формирования новых частей, то есть - чтобы для каждой намеченной в военном составе тактической единицы суще- 462 ствовал и в мирное время кадр, хотя бы в самом ограниченном числе рядов. В этих видах предполагалось увеличить в нашей армии число практических единиц обращением существовавших четвертых батальонов действующих полков в отдельные резервные полки, которые держать в кадровом составе, во внутренних округах Европейской России. В случае приведения этих полков на военное положение и выступления их из мест расположения выделялись бы из них же кадры для запасных батальонов, на которых возлагалась бы тогда местная служба и пополнение убыли в действующих армиях. Затем Корпус внутренней стражи, как уже было решено прежде, подлежал упразднению. 463 Соображения комиссии, изложенные в простой форме записки, были напечатаны и разосланы на заключение начальствующих лиц; по получении же от них мнений доложены были Государю в общих чертах. Для дальнейшего обсуждения предположений комиссии в связи с полученными мнениями начальников образована, по Высочайшему повелению, новая комиссия, под председательством члена Военного Совета генерала Даненберга. Что касается внутреннего устройства войск, а именно; полкового хозяйства, довольствия, снаряжения, обмундирования войск, то эта сторона работы велась с большой деятельностью упомянутой уже комиссией генерала Лауница, а специальной задачей устройства полкового обоза занималась особая комиссия, под председательством члена Военного Совета генерала Лип-ранди. Множество мелких вопросов, близко касавшихся строевых интересов войск, предварительно обсуждались в существовавшей при Гвардейском корпусе так называемой «Комиссии для улучшений по военной части», преобразованной (приказом 31-го октября 1862 года) в «Специальный комитет по устройству и образованию войск», вошедший в состав министерства. Оставшись по-прежнему под председательством Великого Князя Николая Николаевича, этот комитет сохранил и ту полезную, отличительную черту, что в состав его входили, кроме членов постоянных из числа должностных лиц, члены временные, призываемые попеременно из строевых генералов и штаб-офицеров. Занятия комитета имели тесную связь с кругом деятельности комиссии генерала Лауница, и потому этот последний был назначен вице-председателем Специального комитета, в помощь Великому Князю. Работы всех названных комиссий в дальнейшем своем направлении сосредоточивались в Инспекторском департаменте Военного министерства. Стоявшие во главе этого департамента, сперва генерал Герстенцвейг, а потом граф Ф.Л. Гейден принимали живое участие в занятиях комиссий. Под их же руководством разрабатывалось в самом департаменте множество вопросов и предположений, обнимавших различные стороны устройства войск, их образование, личное положение военнослужащих и проч. В ожидании результатов предпринятых крупных преобразовав тельных работ произведены в течение 1862 года в составе и орга-; низации армии лишь немногие перемены, имевшие преимущественно прежнюю цель - сокращение небоевого и нестроевого 464 элемента в составе армии. Кроме инвалидных и военно-рабочих рот и многих других подобных команд, уже ранее упраздненных, последовала в 1862 году отмена причисления неспособных нижних чинов к батальонам внутренней стражи; упразднены: штаб Гвардейского резервного кавалерийского корпуса*, дивизионный штаб в 24-й пехотной дивизии**, пятые и шестые эскадроны в кавалерийских полках, пятые батальоны в пехотных полках Кавказской армии; четвертые же батальоны тех же полков, равно как и батальоны 2-й, 3-й и 5-й резервных дивизий приведены в кадровый состав***. Всеми этими упразднениями и отменами достигнуто в общей сложности сокращение численности войск и управлений на 83552 нижних чинов и до 800 офицеров. Но в то же время пришлось наоборот призвать вновь на службу более 23 тысяч отпускных нижних чинов на пополнение некомплекта в Кавказской армии и в возвратившейся с Кавказа, в кадровом составе, 18-й пехотной дивизии. Также укомплектована 3-я гвардейская пехотная дивизия, по случаю перемещения ее в Варшаву. Таким образом, действительное уменьшение численности регулярных войск в течение 1862 года составило всего около 40 тысяч. К концу года наличный состав этих войск выразился цифрой 818 тысяч человек, а вместе с иррегулярными войсками до 897 тысяч (вместо 946 тысяч состоявших в конце 1861 года). Запас нижних чинов для пополнения войск до полного военного состава состоял к концу 1862 года из 186 тысяч отпускных нижних чинов. Как уже было сказано, признавалась совершенная необходимость восстановления ежегодных рекрутских наборов, после шестилетнего перерыва их. В конце 1862 года обнародован Высочайший манифест о производстве набора в январе следующего года, в размере 5 рекрут с 1000 ревизских душ, в обеих полосах Империи и в Царстве Польском. Набор этот должен был дать от 80 до 90 тысяч рекрут. Вливая этот свежий контингент в состав войск, предстояло уволить из них в бессрочный отпуск до * Упразднение это последовало 30-го августа, вместе с назначением Великого Князя Николая Николаевича командиром Отдельного гвардейского корпуса. ** Входившие в состав этой дивизии линейные батальоны поступили под начальство местных военных губернаторов Западной Сибири, соответственно местам расположения этих батальонов. *** Далее в автографе зачеркнуто: «также упразднены конно-пионеры - род войск, существовавший только в нашей армии». (Прим. публ.) 465 60 тысяч старослужащих, пробывших в строю не менее 10 лет, и на столько же должна была возвыситься цифра запасных нижних чинов. Ввиду предстоявшего набора составлялось в Инспекторском департаменте Положение об установлении на будущее время точного порядка ежегодного увольнения нижних чинов в отпуски (в запас) и в отставку. Вместе с тем проектировались меры для улучшения самой процедуры рекрутских наборов, сохранявших с давних времен традиционную суровость и безобразную обстановку. К сожалению, учрежденная с этой целью комиссия статс-секретаря Бахтина даже и не приступила еще к составлению нового рекрутского устава, занимаясь пока собиранием исторических материалов и справок о существующих в иностранных государствах порядках. Подлежали еще обсуждению два принципиальные государственные вопроса: в какой мере могли быть ограничены существовавшие у нас многочисленные изъятия и льготы по отбыванию рекрутской повинности, освобождавшие от нее до 20% населения, и во-вторых, насколько возможно было, с отменой крепостного состояния, изменить гражданское положение отслужившего свой срок солдата, оторванного с поступлением на службу от первобытного своего состояния. От решения этих двух основных вопросов зависело направление всей работы составления нового рекрутского устава. Поэтому было бы несправедливо укорять комиссию Бахтина в медленности; но по случаю предстоявшего в начале 1863 года набора требовалось от нее неотложно указание хотя бы частных временных мер для возможного смягчения рекрутства. Предложенные комиссией нововведения вошли в Высочайший манифест о наборе 1863 года и были первым шагом к большему впоследствии облегчению тягостной для народа повинности200. Только со временем можно было достигнуть желанной цели - изменить воззрение самого народа на звание рекрута и солдата. Не перечисляя других разнообразных нововведений* в устройстве войск, снаряжении их, обмундировании **, упомяну здесь * Вместо этого слова зачеркнуто: «частных мер, принятых в течение года по Инвентарскому департаменту и по представлениям комиссии генерала Ла-уница». (Прим. публ.) * Между прочим, изменен головной убор: тяжелые каски, заимствованные у пруссаков, заменены легкими мягкими шапками, которым в просторечии было присвоено французское название «кепи»; введены башлыки, облегчен ранец, упрощена амуниция и проч. 466 только об одной мере, принятой для успокоения тех, кто высказывал опасение, что с распределением войск по округам может нарушиться единообразие в устройстве и образовании армии. Мера эта заключалась в том, что некоторым из членов Военного Совета присвоено звание «инспектора войск», с обязанностью производить по временам смотры войскам, по особому каждый раз Высочайшему повелению, независимо от установленных инспекторских смотров прямых начальников, и представлять свои отчеты по осмотру прямо Его Величеству. Новая эта должность была присвоена (приказом 12 декабря 1862 года) следующим членам Военного Совета: барону Офенбергу, Ланскому (Павлу Петровичу), Липранди, барону Карлу Карловичу Врангелю, барону Александру Евстафьевичу Врангелю, Мерхелевичу и Лутковскому. В руководство им при производстве смотров составлена особая инструкция. 467 С учреждением военных округов и подчинением расположенных в каждом округе частей войск окружному начальнику являлся, естественно, вопрос о подчинении тому же начальству стрелковых батальонов, с изъятием их из прямого подчинения инспектору герцогу Георгу Мекленбург-Стрелицкому, на которого с большей пользой могли быть возложены обязанности чисто инспекторские по части стрельбы во всех вообще войсках, что казалось и вполне соответствовавшим присвоенному герцогу званию -председателя Оружейного отдела Артиллерийского комитета. По этому предмету вошел я в переписку с герцогом Георгом, который сам подал к тому повод своим письмом от 26-го июня. В этом письме (неофициальном) он высказывал мнение о нерациональности существования стрелковых рот в пехотных полках, в том соображении, что вся вообще пехота должна считать своей специальностью - стрелковое дело, из чего выводил он заключение о необходимости учреждения звания генерал-инспектора специальных родов оружия. В ответе своем герцогу от 3-го июля я выразил полное согласие с его взглядом на стрелковое дело в пехоте, но выводил совершенно иное заключение: я воспользовался случаем, чтобы затронуть вопрос о существовании стрелковых батальонов как особого специального рода войск и приходил к тому выводу, что было бы рациональнее, взамен инспектора стрелковых батальонов, учредить должность инспектора стрелковой части во всех войсках201. Однако же герцог не согласился с этим выводом и при первом нашем свидании горячо отстаивал стрелковые батальоны как свое детище. Затронутый вопрос остался до времени без последствий и разрешился гораздо позже, уже по смерти герцога Георга. Из предположенных преобразований в составе самого Министерства военного первым приступом было в 1862 году соединение департаментов артиллерийского и инженерного со штабами генерал-фельдцейхмейстера и генерал-инспектора инженерной части. Разные затруднения, долго замедлявшие осуществление этой необходимой меры, несмотря на неоднократное заявление желания самого Государя, были, наконец, устранены личными совещаниями моими с Великими Князьями Николаем и Михаилом Николаевичами, с участием генералов Баранцова и Тотлебена. Впрочем, по части инженерной дело было значительно облегчено состоявшимся уже ранее соединением, в лице Тотлебена, зва- 468 ний директора департамента и начальника штаба; по части же артиллерийской решению вопроса много помогло новое назначение Великого Князя Михаила Николаевича и предстоявший отъезд его на Кавказ. Прежние опасения его окончательно успокоились, когда решено было поставить во главе нового Управления артиллерийского человека, вполне преданного Его Высочеству - генерала Баранцова. Щекотливый вопрос о личных отношениях Великих Князей к министру также разрешился к общему удовольствию присвоением начальникам обоих управлений звания товарищей генерал-фельдцейхмейстера и генерал-инспектора инженерной части. Но должность товарища генерал-фельдцейхмейстера уже существовала, и звание это имел старый генерал барон Николай Иванович Корф. Пришлось сложить с него это звание, с оставлением лишь членом Государственного Совета, о чем объявлено в приказе на 6-е декабря, а 24-го числа того же 469 месяца последовало Высочайшее утверждение «временных» Положений и штатов вновь образованных Главных управлений артиллерийского и инженерного. Устройством этих управлений достигнуто было некоторое сокращение личного состава, что дало возможность несколько повысить содержание служащих; но полного результата в этом отношении можно было ожидать лишь по переустройстве местных, т.е. окружных управлений по артиллерийской части; ибо тогда только могло выказаться ощутительное облегчение для центральных управлений. Вот почему утвержденным Положениям и штатам первых Главных управлений Военного министерства дано было название «временных». Установление единства в управлении этими двумя важными отделами министерства дало возможность вести впредь дело с большей энергией, что было особенно желательно по части артиллерийской, чтобы вывести ее из тогдашнего, можно сказать, печального положения. К сожалению, в течение 1862 года дело по этой части подвинулось весьма мало, как по ограниченности ассигнованных по смете денежных средств, так и по слабому развитию наших технических заведений. Впрочем, артиллерийская техника во всей Европе находилась тогда еще в переходном состоянии; все в деле оружия было вопросом спорным, предметом испытаний, изысканий, изобретений. Наши оружейные заводы успели в 1862 году изготовить всего 97331 ружей (нарезных 6-линейных), так что все наличное количество нового пехотного оружия составляло 375757 экземпляров; но самое вооружение войск нисколько не подвинулось вперед; напротив того, из выданного прежде оружия часть была отобрана обратно в склады, по случаю сделанных в штатах мирного времени некоторых сокращений, так что к концу года состояло новых ружей: в войсках - всего 239630*, в складах - 136127. Запас этот был бы почти достаточен для вооружения остальных частей действующей пехоты, но признавалось более осторожным приступить к перевооружению их только тогда, когда запас ружей будет достаточен для полного вооружения всей действующей пехоты с ее резервными частями по военному комплекту и с надлежащим избытком для пополнения убыли оружия в военное время. Рассчитывая ежегодное производство наших оружейных заводов в * Именно во всех стрелковых частях и линейных ротах Гвардейского, 1-гб, 2-го, 3-го и 5-го армейских корпусов. 470 том же размере, в каком они работали в последние годы, мы могли довести наши склады до нормального размера (конечно, при тогдашнем составе войск) не ранее 1865 года. Между тем шли своим чередом изыскания и опыты относительно разных вновь придумываемых ружей, заряжаемых с казенной части. В Оружейной комиссии Артиллерийского комитета и в стрелковой офицерской школе испытывалось ружье с двойной пулей, названное «obturateur» потому, что в этом образце задняя ; пуля служила при выстреле как бы пробкой, препятствующей выходу газов назад. Другой образец американца Грина полагалось испытать в войсках, для чего выписано было из Америки 3 тысячи экземпляров. Оружейной комиссией проектировались солдатские пистолеты нарезные, уменьшенного калибра. Приступали к изготовлению ружейных стволов из литой стали. В полевой артиллерии большая часть легких батарей была уже снабжена 4-фунтовыми нарезными пушками; на все остальные легкие батареи требуемое число таких же орудий имелось налицо; но снарядов к новым орудиям было еще недостаточно. Батарейные же батареи оставались с прежними 12-фунтовыми гладко-стенными орудиями; полагалось заменить их такими же нарезными по изготовлению полного числа орудий и снарядов на все батареи. Однако же уже в это время поднят был вопрос о переходе от медных орудий к стальным. Для первых опытов заказано было по нескольку орудий 4-х и 8-ми фунтовых на Князе-Михайловском сталелитейном заводе Обухова. Для осадной артиллерии предназначались 24-фунтовые медные нарезные орудия. 50 таких орудий изготовлялись в Петербургском и Брянском арсеналах. Крепостная артиллерия была предметом особенных наших забот. На первый раз приступлено к нарезке 600 медных и чугунных пушек, 12-ти и 24-х фунтовых, и заказано Князе-Михайловско-му заводу 310 стальных пушек тех же калибров. Но следовавшие быстро одно за другим усовершенствования в броненосном судостроении указывали уже на необходимость перехода к большим калибрам. Наши артиллеристы проектировали разные образцы как стальных, так и чугунных скрепленных стальными кольцами орудий. Для испытания их заказаны были: в Германии, заводу Круппа - стальное 9-дюймовое орудие; в Англии, заводу Блекли - чугунное, скрепленное кольцами орудие в 10,75 дюймов для стрельбы круглыми ядрами; олонецким и уральским заводам -несколько чугунных 3-пудовых пушек, отлитых по американско- 471 му способу с готовым каналом, скрепленных стальными кольцами или железной проволокой; Петербургскому и Брянскому арсеналам - 40 нарезных мортир '/2 пудовых, и т.д. Все эти распоряжения и проекты могли доставить результаты , только в далеком будущем; а между тем наши технические заведения были в таком состоянии, что не выполняли к сроку и обыкновенных заказов. За горными заводами всегда числилась большая недоимка. Князе-Михайловский завод Обухова не в силах был отливать и проковывать 24-фунтовые орудия и даже 12-фунтовые изготовлял с накладными цапфами. Учрежденный в прошлом году, по Высочайшему повелению, комитет графа Путятина, признавая крайне необходимым развить у нас сталелитейное дело, вошел в переговоры с Обуховым и его агентом в Петербурге Путиловым об устройстве в обширных размерах сталелитейного завода в Петербурге, а также с английским заводчиком Блекли; но заявленные ими условия были признаны слишком невыгодными для казны*; начались переговоры по тому же предмету с немецким заводчиком Бергером, и приступлено к изучению нового бессемеровского способа отливки стали. В представленном мной Государю кратком отчете за 1862 год202, я предложил, между прочим, учредить постоянную комиссию, под председательством генерал-фельдцейхмейстера или его товарища, из членов от сухопутной артиллерии, морского ведомства, горных и военных инженеров, для установления тесной связи между министерствами военным, морским и финансов, относительно развития вообще технических заведений всех трех ведомств и для наблюдения за исполнением заводами даваемых им нарядов. По моему мнению, дело это было столь важно и настоятельно, что, несмотря на стесненное наше финансовое положение, не следовало скупиться на денежные затраты, требуемые для обеспечения артиллерийской части. «Затрата на этот предмет неизбежна, дабы новая война не застала нас неподготовленными к борьбе с неприятелем, владеющим всеми современными усовершенствованными средствами» **. Артиллерийское ведомство в своих технических заведениях вводило разные частные улучшения, снабжало их новыми маши- * Здесь в автографе зачеркнуто: «но генерал-фельдцейхмейстер Великий Князь Михаил Николаевич нашел предложенные Путиловым условия слишком невыгодными для казны». (Прим. публ.) ** Против этого места моего отчета была отметка Государя: «совершенно справедливо». 472 нами и станками, вводило новые способы работы и т.п. Одной из важнейших задач было улучшение заводской администрации и хозяйства при замене обязательного труда вольнонаемным. В Туле, Ижеве, Сестрорецке образованы комиссии из представителей министерств военного, внутренних дел и государственных иму-ществ, для составления положений об устройстве быта оружейников*. Обсуждался вопрос о передаче Тульского оружейного завода в арендное содержание командиру этого завода генерал-майору Стандершельду. Вопрос о ракетном заводе в Николаеве, устройство которого решено было приостановить в видах уменьшения расходов, снова был поднят по настоянию генерал-майора Константинова и обсуждался в особом совещании, под председательством генерал-фельдцейхмейстера. Согласно заключению совещания последовало Высочайшее повеление продолжать работы в размере вносимых ежегодно в смету ассигнований на этот предмет. Взамен существовавших при технических заведениях школ для солдатских детей положено устроить специальные школы для подготовления мастеров: техническую, пиротехническую и оружейные. Положения для этих школ приготовлялись к внесению в Военный Совет**. Инженерная часть в 1862 году была поставлена в весьма невыгодные условия чрезмерным сокращением сметы. Я уже говорил о совещании, которое по Высочайшему повелению было назначено под председательством Великого Князя Константина Николаевича, вследствие моего заявления (во всеподданнейшем докладе 15-го января) о необходимости огромных расходов на крепостные сооружения, для приведения всей нашей системы обороны в состояние сколько-нибудь удовлетворительное. Великий Князь генерал-адмирал почему-то откладывал совещание, и только пред самым отъездом его в Варшаву, в мае месяце, мы имели * Далее в автографе зачеркнуто: «Особая комиссия разрабатывала Положение об управлении в заводах и арсеналах». {Прим. публ.) ** Далее в автографе зачеркнут абзац: «Вот существенные черты деятельности артиллерийского ведомства в 1862 году. Заключением ее, как уже сказано, было преобразование центрального управления слиянием Департамента артиллерийского со штабом генерал-фельдцейхмейстера. Мера эта, несомненно, должна была произвести самое полезное влияние на дальнейший ход дела». (Прим. публ.) 473 два заседания, результатом которых было следующее заключение: так как усовершенствования по части артиллерии и броненосных судов идут с большой быстротой и следует ожидать еще дальнейших успехов, то в настоящее время, при всей необходимости приведения наших укрепленных пунктов в положение, соответствующее современным средствам атаки и обороны, было бы преждевременно затрачивать на это огромные суммы, при затруднительном нашем положении финансовом; а потому совещание постановило: ограничиться пока некоторыми только подготовительными работами по укреплению Кронштадта и Керчи, оставив Свеаборг, Динамюнде, Николаев, устья Днепра и Амура в существующем их виде; по сухопутным же крепостям и казарменным зданиям никаких новых работ не предпринимать, а ограничиться приведением в исправность и поддержкой существующих строений. Все суммы сбережений от инженерных работ совещание полагало обратить на развитие горнозаводского производства, для изготовления в больших размерах артиллерийских орудий, лафетов, снарядов, частью же на постройку броненосных батарей и судов, без которых оборона приморских пунктов не может ныне обходиться. Такое заключение совещания нельзя оспаривать при безусловной невозможности увеличения расходов. Удовлетворяя преимущественно требования морского и горного ведомств, оно косвенно содействовало и обороне приморских пунктов, и успеху артиллерийского дела; но, с другой стороны, это заключение обрекало нас на многолетнее бездействие по инженерной части, на оставление еще надолго всей нашей оборонительной системы в том же печальном положении, которое было изображено в моем докладе 15-го января. Все наши сухопутные крепости должны были оставаться на неопределенное время в незаконченном виде, с каменными постройками, не прикрытыми с поля от разрушительного действия новых артиллерийских орудий. По вопросу об укреплении Выборга -совещанием вовсе не было выражено никакого мнения, хотя необходимость этой меры была несомненна для обороны Финляндии. Военное министерство вынуждено было, скрепя сердце, покориться приговору совещания, утвержденному Государем*. * Далее в автографе зачеркнуто: «Я счел долгом в новом своем докладе Государю о положении дел по Военному министерству в 1862 году снова высказать, что приостановление всех фортификационных работ на продолжительное время считаю крайне опасным. Тем не менее предполагавшиеся многие работы были отложены, некоторые уже начатые - приостановлены, даже с нарушением заключенных контрактов». (Прим. публ.) 474 При составлении сметы на 1863 год строительные расходы были уменьшены еще на 1139994 рублей против 1862 года, и внесено на все фортификационные постройки в Империи всего 1028190 рублей. Положено продолжать работы только в Кронштадте и Керчи; некоторые старые крепости, утратившие стратегическое значение, как-то — Нарву, Новодвинскую - упразднить. Вместе с тем сокращены работы и по воинским зданиям; а ремонтное содержание казарм гвардейских полков передано на попечение самих войск; несколько старых казенных строений продано*. В ожидании общего преобразования всей военной администрации принимались по инженерному ведомству некоторые частные меры, в видах улучшения хода дел; разработаны правила о составлении смет"; установлен порядок для своевременного представления проектов и смет на строительные работы; проектированы новые облегчительные правила отчетности. Личный состав инженерного корпуса определен новыми штатами, с переименованием «гарнизонных» инженеров в «местные». Введенное в последнее время в некоторых приморских крепостях, в виде опыта, назначение инженерным офицерам добавочного содержания, оказавшее хорошее на них влияние в нравственном отношении, распространено на служащих в крепостях Варшавского военного округа. Из громадной цифры военных расходов наибольшая часть падает на долю Комиссариатского и Провиантского департаментов. Упорядочение хода дел в этих двух департаментах представлялось неотложной задачей. Первым же приступом к ее решению было приведение в порядок внутреннего хозяйства в самих войсках, и в этом отношении большую услугу оказала комиссия генерала Лауница, о которой уже говорилось выше. Комиссия эта летом 1862 года представила полное предположение об установлении размера отпусков и порядка довольствия войск. Составленные комиссией новые табели и положения поступили на рассмотрение в подлежащие департаменты министер- * Далее в автографе зачеркнуто: «Большая часть ассигнованных сумм обращена была на капитальное исправление тех зданий, которые до 1857 года состояли в ведении Департамента военных поселений и находились в крайне запущенном состоянии». (Прим. публ.) * Далее зачеркнуто: «по единичным начислениям». (Прим. публ.) 476 ства и приготовлялись к внесению в Военный Совет. Сложная эта работа была исполнена добросовестно и сравнительно в короткий срок. Главная цель ее, как уже было объяснено, состояла в том, чтобы все отпуски на довольствие войск, денежные и вещевые, сколь можно ближе соответствовали действительной потребности, дабы в полковом хозяйстве не было уже надобности прибегать к негласным изворотам, не поддающимся открытой отчетности и контролю. Только при таком условии оказалось возможным установить правильный порядок полкового хозяйства: не устраняя командира части от главных распоряжений и ответственности по хозяйству, предположено возложить все подробности исполнения на одного из штаб-офицеров, с званием помощника командира или заведующего хозяйством, с участием и ответственностью прочих должностных лиц, заведывающих разными отделами полкового хозяйства. Введение новых табелей сопряжено было, конечно, с некоторым повышением сметных ассигнований; но эта неизбежная во всяком случае невыгода вознаграждалась вполне водворением в войсковом хозяйстве законности и порядка, прекращением негласных доходов командиров, а следовательно, устранением вреднейшей нравственной язвы нашей армии. По департаментам Комиссариатскому и Провиантскому достигнут был в 1862 году немаловажный результат в том отношении, что торги, как на поставку комиссариатских вещей, так и провианта, произведенные своевременно и с некоторыми изменениями в условиях платежей, оказались успешнее, чем в предшествовавшие годы. По комиссариатской части не только не встретилось затруднений к обеспечению текущего довольствия войск, но даже пополнена значительная часть «неприкосновенного запаса»*. По части провиантской, несмотря на неурожайный 1861 год, достигнуто значительное понижение цен; введен новый порядок заготовления провианта для Кавказской армии, начальство которой само вызвалось принять на себя это заготовление во внутренних губерниях, — что дало возможность упразднить существовавшие в Астрахани обширные склады провианта и тамошний провиантский комитет, служивший передаточным органом между внутренним провиантским ведомством и кавказским * Далее в автографе зачеркнуто: «что сравнительно с тогдашним нормальным размером этого запаса (положенным на 379734 человека и 34884 лошади) недоставало лишь весьма немногое (преимущественно холста, аммуничных вещей и конских приборов)». (Прим. публ.) 477 интендантством. Кроме того, в Провиантском департаменте, по мысли нового директора его генерал-лейтенанта Данзаса, учреждено статистическое отделение, для собирания сведений о ходе хлебной торговли, о ценах и других данных, имеющих влияние на успех провиантских заготовлений. Я уже говорил о предположении установить по возможности точные мерила для оценки качества вещей, при приеме их в казну от поставщиков, с целью обоюдного ограждения интересов, как войска, так и подрядчика. В этих видах признано было необходимым содействие сведущих техников. Военному министерству удалось привлечь к этому делу профессора технологии в Московском университете статского советника Модеста Яковлевича Кит-тары, которому поручено было предварительно осмотреть военно-хозяйственные учреждения Франции, Англии и Германии; по возвращении же его из-за границы образована под его председательством особая комиссия из опытных чиновников комиссариатских и провиантских для обсуждения тех технических способов, которые могли быть применяемы у нас при приеме вещей и провианта. Первоначально профессор Киттары принимал участие в этих работах как частное лица, оставаясь в своей профессорской должности в Москве; только впоследствии он совсем перешел на службу в Военное министерство и принес ему несомненную пользу своими специальными сведениями, опытностью и любовью к делу. Существенные изменения и улучшения по обоим означенным ведомствам ожидались только с введением военно-окружной системы. Лучшее устройство интендантской части составляло главную и самую сложную часть при разработке проекта Положения о военно-окружном управлении. В этой работе, под руководством тайного советника Устрялова, принимали деятельное участие тайный советник Якобсон (заведовавший временно Комиссариатским департаментом), генерал-лейтенант Данзас (директор Провиантского департамента) и многие другие компетентные лица. Составленное ими временное Положение по интендантской части в первых четырех учрежденных округах должно было доставить полезные указания для дальнейшей работы. По части военно-врачебной, так же как и по другим, все существенные вопросы находились еще в разработке или на рассмотрении и обсуждении; принимались пока только некоторые 478 частные улучшения *. По представлению Комиссариатского департамента (в ведении которого состояли еще госпитали) постановлено впредь довольствие госпиталей отдавать в подряд не на годичный срок, а по крайней мере на 4-летний, в том соображении, что при таком сроке подрядчик имел возможность выгоднейшим способом устроить довольствие, при сравнительно умеренных ценах. Мера эта оправдалась с первого же года: все госпитали были разобраны с торгов, с значительным понижением цен, и не было уже повода к передаче довольствия госпиталей чиновникам, на коммерческом праве, как это велось до того времени. По Медицинскому департаменту в 1862 году сделано было распоряжение о снабжении госпиталей усовершенствованными инструментами и приборами; некоторые казенные аптеки и Лу-бенский ботанический сад упразднены, равно как и прежние инспекторы по аптекарской части, признанные совершенно лишней инстанцией, и т.д. Медико-хирургическая академия получила в апреле 1862 года новое Положение и штат. Замена прежних 300 казеннокоштных воспитанников 50-ю стипендиатами дала значительное сбережение в денежных средствах, которые были обращены на пополнение академической библиотеки, на устройство военно-санитарного музея и другие меры к развитию учебной части. Президентом Академии тайным советником Дубовицким возбужден был целый ряд вопросов и предположений, имевших цель поднять уровень военно-медицинского образования. В то же время разрабатывались предположения о приспособлении 2-го военно-сухопутного госпиталя к клиническому его назначению, об устройстве в одном из флигелей старого академического здания клиники душевных болезней; делались приготовления к постройке нового анатомического здания, учебной оранжереи и клиники баронета Вилье. * Далее в автографе зачеркнуто: «Так устройство лазаретов при частях войск, входившее в обширный труд комитета генерала Лауница, находилось на рассмотрении надлежащих департаментов министерства. Комитет генерал-лейтенанта Вольфа после четырехлетней работы представил 1-ю часть Госпитального устава203, заключавшую в себе управление госпиталями; также составлено предположение о новом распределении госпиталей, примененное к современной дислокации войск и действительное по требованиям. ** Обе эти работы были отпечатаны и разосланы на заключение начальникам и компетентным лицам. По другим частям госпитального устройства проекты были подготовлены, а по другим собирались еще дополнительные сведения». (Прим. публ.) 479 Войска иррегулярные. В течение 1862 года произведены в строевом составе иррегулярных войск следующие изменения: В Донском войске - упразднен «рабочий полк». В Кубанском - с водворением новых 25 станиц за Кубанью (49-ти офицерских и 4130 казачьих семейств) образованы 3 новые конные полка (один Адагумский вдоль кордонной линии того же наименования, другие два - между Лабой и Белой) и новая 8-я бригада. В Терском- конные полки переформированы из 6-сотенных в 4-сотенные, в видах восстановления нормальной соразмерности строевого состава с численностью населения. В Азовском - по случаю переселения трех станиц в состав Кубанского войска уменьшен наряд на службу с 26 до 22 команд. В Башкирском - из 9 служащих кантонов три перечислены в разряд неслужащих, и затем осталось только 6, отбывающих службу на казачьем положении. Вновь сформирован на Кавказе Кутаисский конно-иррегуляр-ный полк по образцу Дагестанского и Терского полков. В общей сложности по всем иррегулярным войскам штатный состав (183544 нижних чина при 3977 офицерах) уменьшился весьма незначительно против прошлогоднего (на 769 нижних чинов); но списочный состав служащих, считая с башкирами, уменьшился на 6500 человек и составил уже 296491 нижних чинов (вместо прежних 302961) при 4919 генералах и офицерах. Из этого числа на действительной службе состояло всего в штатных частях 78771 нижних чинов и сверх того около 500 башкир, что составляло почти 43% всего штатного состава. Таким образом, несмотря на все старания министерства уменьшить наряд на действительную службу, казаки все еще несли крайне обременительную службу. В течение 1862 года оказалось возможным уменьшить число командированных на Кавказ донских полков еще тремя, сверх семи, уже спущенных в предшествовавшие годы (1859 - 1861); и несмотря на то, состояла еще на службе половина всего штатного состава Донского войска. Еще тягостнее была служба Кубанского и Терского казачьих войск, которые почти в полном составе участвовали в военных действиях и в охранении края. В Оренбургском войске на службе состояло несколько менее половины полков. По строевому образованию казачьих войск в течение года выпущено новое издание строевого устава и разрабатывалось руководство для полевой службы казачьей конницы. 480 Главная задача Военного министерства по Управлению иррегулярных войск заключалась в разработке новых положений для всех казачьих войск. Предварительно составленная общая программа этих положений была разослана конфиденциально на заключение атаманов, от которых требовалось мнение о том, в какой мере положенные в основание программы общие начала применимы к каждому из казачьих войск. Главная цель министерства при составлении этой программы заключалась в том, чтобы отбываемая казачьим населением военная повинность не лишила его средств к поддержанию и развитию экономического его благосостояния, для чего предполагалось, кроме установления нормальной соразмерности наряда на службу с численной силой населения, открыть доступ в казачьи области посторонним лицам, облегчить переход их в казачье сословие, равно как и выход из него; допустить в известной мере личную поземельную собственность, разграничить военное управление от гражданского и судебную часть от административной. Почти все атаманы и главные начальники казачьих войск отозвались одобрительно о предположенных в программе основных началах, а некоторые даже признали эти начала «благодетельными». Исключение составляло только начальство Войска Донского: в своем месте было уже упомянуто о недоразумениях, возникших со стороны генерал-адъютанта Хомутова и его начальника штаба генерал-лейтенанта князя Дондукова-Корсакова. Атаман Уральского войска генерал-майор свиты Аркадий Дмитриевич Столыпин еще ранее получения программы министерства составил свой проект для этого войска и даже отпечатал его; но проект его оказался крайне своеобразным, так что не было возможности дать ему ход. Обиженный этой неудачей, генерал Столыпин подал прошение об увольнении от должности (в апреле) и уехал за границу. На его место назначен был полковник Генерального Штаба Дандевиль. Местные казачьи комитеты не могли представить возложенных на них работ к назначенному сроку - 1-му января 1863 года; а потому пришлось отсрочить еще на 6 месяцев, для Сибирского же войска - на целый год. Вместе с тем, разрешено комитетам представлять проекты по отдельным вопросам, не ожидая окончания всей работы. На этом основании атаманом Донского войска представлен был целый ряд проектов: о сокращении срока полевой службы казаков, об учреждении ремесленного общества по примеру торгового, об увеличении числа членов последнего, 481 о соляном промысле. Все эти проекты рассматривались в Управлении иррегулярных войск и приготовлялись к внесению в Военный Совет. Между тем в Донском войске деятельно приводилось в исполнение Положение 19-го февраля 1861 года об устройстве крестьянского сословия*; принимались меры к развитию в крае промышленности; составлялось новое Положение о разработке Грушевских каменноугольных копей; строилась к этим копям железная дорога от Аксайской пристани; приступлено к устройству в Новочеркасске водопровода и т.д. В других казачьих войсках также принимались многие частные меры улучшений. В Оренбургском - учреждена Межевая комиссия; в Сибирском - полагалось расширить межевые работы. Что же касается Башкирского войска, то Положение об окончательном перечислении его в гражданское ведомство было уже рассмотрено в Военном Совете и внесено в Государственный Совет. По части военно-судной продолжалась в 1862 году разработка новых уставов. Составленный сенатором Капгером проект нового устава о воинских преступлениях и наказаниях рассматривался в особой комиссии при II отделении Собственной Е.В. Канцелярии204. По другой его работе - о преобразовании военно-арестантских рот, - собраны замечания начальствующих лиц, на заключение которых препровождался этот проект. Сенатор Капгер, пробыв часть года за границей по болезни, не мог еще приступить к переделке своей работы, которая притом имела связь с другой частью преобразований по военно-судной части - положением о взысканиях дисциплинарных, налагаемых без суда. При рассмотрении составленного по этому предмету проекта Положения205 встретились в мнениях начальствующих лиц большие разногласия. Для окончательного обсуждения дела, столь важного для благоустройства армии, образован был, по Высочайшему повелению (в июле 1862 года), особый комитет из старших генералов, под председательством бывшего военного министра генерал-адъютанта Сухозанета. И в этом высшем ареопаге оказалось по многим пунктам значительное разномыслие, особенно относительно телесных наказаний, которые полагалось если не совсем отменить, то по крайней мере весьма ограничить. При- * Далее в автографе зачеркнуто: «встречавшее там гораздо более затруднений, чем во всех других частях Империи». (Прим. публ.) 482 верженцы розог и палок ссылались на невозможность замены их арестом, по недостатку мест заключения. Необходимо было изыскать средства к устранению этого затруднения: составлялись и обсуждались разные предположения об устройстве хотя бы временных тюремных помещений и карцеров при частях войск. Признано было полезным собрать сведения о существовавших в других государствах местах заключения военных арестантов, и с этой целью командирован за границу полковник Генерального Штаба Сераковский, на которого еще до моего вступления в управление министерством возлагались поручения по осмотру военно-арестантских рот. Тогда, конечно, никто не мог подозревать, что этот ретивый и смышленый офицер вскоре появится в числе видных действующих лиц в польском восстании. Что касается военного судопроизводства и судоустройства, то составление проекта было приостановлено, пока в Государственном Совете обсуждались основные начала судебного устава; когда же эти начала были утверждены и в исходе года образовалась при Государственном Совете особая комиссия для разработки самого устава, тогда и в Военном министерстве учреждена была, под председательством генерал-адъютанта Крыжановского, комиссия для составления проекта военно-судебного устава, применительно к основным началам общего устава206. Независимо от работ по преобразованию военно-судной части приняты были в течение 1862 года некоторые временные меры, вызванные современным положением дел. Вследствие упразднения 1-й армии оказалось нужным установить правила о производстве следственных и военно-судных дел в войсках, расположенных в Царстве Польском. Вместе с тем установлен более точным образом порядок судебного процесса в полевом военном суде, в котором, как известно, уже с давних времен у нас введено было устное и гласное производство, с защитником и прокурором. Это был, можно сказать, первообраз того военного суда, который был создан у нас впоследствии. В заключение обзора деятельности Военного министерства за 1862 год приведу несколько цифр по финансовой части. По смете на этот год ассигновано было в общей сложности (со включением и расходов по военно-учебным заведениям) -111697000 рублей, менее против предшествующего года на 4268000 рублей. Принужденное уступить настоятельным требованиям Финансового комитета о сокращении расходов, Военное министерство должно было ограничиваться лишь удовлетворением самых 483 неотложных, насущных потребностей, отказавшись от всяких предприятий и улучшений, сопряженных с новым расходом. Сметы на следующий 1863 год составлялись в первый раз по новым правилам и формам. Наиболее затруднений в этой работе, конечно, встретилось Военному министерству, как по громадности цифр его бюджета, так и по сложности военного хозяйства. Требовалось не простое перемещение цифр по новым подразделениям сметы на параграфы и статьи, но коренной пересмотр всех расходов по существу, для указания законных оснований каждого расхода. При самых усидчивых трудах и усердии чиновников в Департаментах и канцелярии министерства оказалось невозможным окончить такую сложную работу к определенному сроку. Рассмотрение составленных смет в Министерстве финансов и Государственном контроле, предшествовавшее внесению в Государственный Совет, также сопряжено было с большими трудами; немало встречалось недоумений, новых вопросов, требовавших разъяснений и соглашений. Работы эти захватили и начало наступившего нового года. |